Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Коронуйте и низвергните всех безумцев к богам стремящихся…(Valhalla Rising (2009)


Мир, как полотно старых мастеров, с которого упорхнули ангелы. Завтра в этом же антураже другие дети будут убивать себе подобных и в еще более изощренной форме. Завтра какие-то другие художники нанесут поверх этой картины новые слои, снимут новые фильмы, сыграют новые пьесы, нанесут новые непонятные знаки. Пласт за пластом, слой за слоем как годовые кольца у дерева. Жестокость нечеловеческая, красота неописумая, спрессованная гербарием в полуторачасовой beauty-трип. Режиссер-дальтоник (звучит как анекдот) боится цвета и использует его вовсю. Насыщенный землянистый, лазурево-голубой наконец, кроваво-красный, как 3 вектора в которых развивается сон-медитация. Дрожащая подтекающая акварелью, картинка качается, как лодка на воде, колыбелью над черной бездной. Камера порхает бабочкой, в своем бессилии охватить мир объективом. Ассоциативный монтаж, атональные созвучия, шумы, сэмплы, ставшие музыкой. Такую мог слышать полуоглохший Бетховен и в своей неистовой борьбе с энтропией выбирать из нее ноты и звуки – множество беспорядочных точек, так или иначе принадлежащих к музыке сфер. Обнаженные нервы и сухожилия, обнаженный каркас мироздания... Атмосфера старого мир, потонувший и застывший в куске янтаря. Вековые сосны, видимо растущие здесь с самого дня сотворения мира и такой же главный герой, хтоническое нечто, как будто росшее в этом лесу от начала времен и вышедшее затем сквозь тысячелетия к людям, чтобы стать для них личным Вергилием в путешествии по аду. Листья, осень под его ногами, а еще может статься чьи-то кости, суставы, фаланги, зубы, черепа, перешедшие в иное агрегатное состояние, плотно слившиеся со здешним ландшафтом, так что не различить (разл[е]чить)… И гулко повторяющаяся рефреном мысль о том, что нам, человекам, на этой планете места нет, увы…

Все вокруг все лишь шум... Нарушенная логика восприятия, перевернутое небо, выгнувшиеся в смертельной агонии. Бог викингов Один отдал глаз за тайну познания, а надо было оба возможно… Чтобы гулять по миру слепым, с закрытыми глазами пройтись по чреву проржавленного корабля и выйти в другой точке, точно такой же как и так та, которую он покинул. Так, как когда-то, первые сталкеры уходили через туман неизвестности в походы. Так, как первые люди сбивались в группки, под новыми шлагами, под защитой крестов и мечей. Так как они ступали по камням неоткрытых земель, на которых написана вся история человечества. Написана, но недишифрована. Здесь, наверное, должны быть гиперссылки к мифам, которые нам оставляет в фильме автор, но они вряд помогут. Глупая идея о том, что что-то важное можно выразить словами, как обычно подводит. Только людям кажется, что всему на свете можно дать определение, назвать, прицепить ярлык, но интеллектуальное познание не самое совершенное из всех возможных – древние люди об этом знали. Кто-то увидит в этой истории религиозную притчу о алхимической метаморфозе Одина в Христа, кто-то поэтический ремейк «Агирре» снятый в Зазеркалье, кто-то старую балладу, протянутую беззубым, пьяным старцем у костра, о временах, когда живая история превращалась в легенду, деревья были большими, люди гигантами, а сказки далеко не добрыми. Но Рефн хитро уходит ото всех этих трактовок, заставляя зрителя самому искать скелеты зеркальных рыб на глубине. Мир, как ребус, где вещи угадываются только по ощущениям и расцветке. Ты можешь понять что-то только сам, но для фиксации и осознания реальности нужно разделение на субъект и объект, на Дело и Слово. Коммуникация «человек-космос». Небо, жидкий металл, пульсирует, пристально смотрит своими мириадами звезд, трясется кадрами, как амулетами и заклинаниями на ветру, дышит ему в лицо, хрипит, задыхаясь, скулит голодной собакой. Оно еще не разобралось в своих чувствах и взаимностях, а уже умирает. Но «Регнарек» - это не конец света, это просто конец света старого.

«Из-за ненависти он не проигрывает» - слова, которые можно гравировать на монетах, но странный датский режиссер Николас Виндинг Рефн снимал свой странный фильм о «путешествии в космос», но получилось снова скорее, что-то не космически холодное, про человечность, про человечество, а еще немного про себя, как его часть, наверное. До этого был «Броснан» - о человеке, который никогда не сдавался и которым был, по его словам, когда то он сам. Но, теперь собираясь в те же самые края, что и герои «Вальгаллы», он вернулся к той же идее, которая лежит в основе его старых «Пушеров» про чОтких пацанчиков «с понятиями», с тем же Мадсом Микельсоном – не важно, сколько в человеке добра, важно, что оно есть вообще. Не важно, что красота не спасает мир, важно, что за отдельные души она еще иногда бореться. По понятиям жить нельзя, а право на истину нужно выстрадать, расчистить от ненависти Землю для последующих поколений, пропустить реки крови через сотни тысяч камней и дать хоть один поворот мельнице. Есть вещи, которые делают на ненависти, на спортивной злости, а есть на сострадании, на осознании других частью себя. Сложно сказать, насколько осознанно ли различает главный герой добро от зла или это какой-то инерционный, природный выбор (по утверждению Миккельсена, он играет своего персонажа как животное), но в какой то момент от переламывания черепов и перекусывания артерий – того, что он умеет делать лучше всего, он переходит к тому, что всем двуногим животным делать так сложно. К смирению. К жертве. К красоте добровольного суицида. К сдаче без боя, чтобы оставить после себя живого свидетеля, человеческое слово... Смерть, в общем-то, для викингов позорная, но очень понятная для людей последующих формаций. Как кто-то оставляет после себя своих детей, кто-то музыку, кто-то кино, а кто-то часть истории. И небо уснет спокойно над его головой. Оставляя всем оставшимся в мире найти в этом шуме и ярости себя, как наконечник стрелы в мутной воде. Пустить его в цель и успокоится навсегда.
Tags: Европа, кино
Subscribe

  • Очередная битва с ветряными мельницами

    Кто говорил, что Грета Тунберг — тупая школьница-прогульщица? Настоящая «тупая школьница» называется Игорь Мальцев. Статья…

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

  • "Манк" (Mank), 2020, Дэвид Финчер

    Забавно, что «Манк», будучи плотью от плоти Голливуда, полностью соответствует прозвучавшему там тезису о том, что в Голливуде вас…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments