Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Улица потрошителя (Ripper Street) 2012-2013

Что-то в последнее время кинематограф дает все больше поводов задуматься о том, что историческое и культурное наследие викторианской эпохи – это не только кружевной мир, «жизнь по расписанию», «пятичасовой чай» и Шерлок Холмс, но и мир архаичного хаоса, трущоб, зловонных закоулков и Джек-потрошитель. Не только Уэст-энд с Белгравией и Кенгсингтоном, но и Ист-Энд с Уайтчепелом, где и происходят основные события сериала. Обратная сторона Империи в золотые ее денечки, изнанка метрополии, попросту выгребная яма, куда викторианская Англия сбрасывала свои людские отхода, что отсылает нас к известной модели посмертного существования, исчерпывающе описанную в трудах богословов и, например, у Данте. «Из ада», как озаглавил свое письмо Джорджу Ласку так и не пойманный знаменитый убийца, для убедительности приложив к этому манифесту вырезанную женскую почку. Но «Улица Потрошителя» не столько о Потрошителе – он незримо присутствует там больше в разговорах и самой атмосфере, как персонификация больной на все головы человеческой системы. Это процедуал о работе лондонской полиции 19 века. В кадре преступники, английские бобби, которые не намного от тех же преступников отличались, женщины, скажем так, не сильно тяжелого поведения, плюс ряд вполне реальных персонажей – инспектор Абберлайн, самый известный из ловцов Потрошителя, Человек-слон, Фредерик Тривз (тот самый доктор, о котором вы знаете из фильма Дэвида Линча).
Эдмунд Рид, главный герой, кстати, тоже невымышленный. В реальности все было даже интересней – этот выходец из низов, сменивший кучу профессии, прежде чем стать главой отделения еще при жизни заработал себе статус живой легенды. Тем, что нет-нет, но кое-какие дела он реально раскрыл, а также тем, чтобы был личностью незаурядной и интересной во всех отношениях – друидом, одним из первых аэронавтов, эталонной фигурой для детективно-приключенческих романов и так далее и тому подобное (собственно о нем). Такого можно брать «как есть» и снимать, но авторы не пошли по этому простому пути. В «Риппер стрит» Эдмунд Рид – человек, лишенный всякой эксцентрики. Напротив, он там всю дорогу пытается оставаться нормальным и самым обычным в круговороте  общего безумия, но не всегда получается. Будучи человеком от природы не жестоким и добросердечным, он вынужден ежедневно, надевать на себя, как костюм, ненависть и злость. Прямо как овца в волчьей шкуре, а по-другому нельзя, ибо социальное поведение во многом обусловлено тем, в какой стае и с кем жить. Макфейден его просто потрясающей отыгрывает – как у него едва заметно ведет лицо при избиениях подозреваемых на допросах, как ему надоела это все и хочется мирной обывательской жизни. Но дома жена и призрак умершего ребенка. Жена смирилась, нашла утешение в Боге, а он не может. Потому что не верит, как не верит в глубине души, как уже сомневается и в законе, и в справедливость, и в своей деятельности. Просто некоторые люди могут копать, а могут не копать, а некоторые не копать не могут. В шестой серии про русских и добравшийся до Англии призрак коммунизма, которая, кстати, единственная немного дурацкая из всех (царская Охранка, сугубо внутренне ведомство, хочет взорвать Лондон – ну комон!), есть хороший диалог о его вере и мировоззренческой модели:
«- Я не пророк и не революционер. Я математик, а математика говорит нам иное – энтропия Вселенной стремится к максимуму, вы понимаете?
- Смутно
- Хаос, инспектор, движется всегда неотвратимо. От порядка к хаосу. Вы разделяете эту мысль?
- Да
- Значит вы тоже человек веры»

Раскручивать пружину в обратную сторону, от хаоса к порядку – бесполезно. «Будет еще хуже – Почему? А все всегда становиться только хуже» Мир только готовится к наступающему ядерному веку, но в кадре все то, что определит его облик – использование электричества, первый кинематограф, социальные бунты и революция, евгеника. Сотни новых опций, способных как сделать жизнь человечества лучше, так и пополнить энтропию до таких заразумных пределов. В первой серии есть эпизод, когда они накрывают маньяка, снимавшего снафф, Рид впервые видит камеру и восхищенно говорит оператору, снимавшему процесс убийств на пленку – «Я не знаю, что будет дальше, я не знаю, какое вам за это предстоит наказание, но это просто невероятно!». Это очень по-человечески – верить в прогресс, какие бы извращенные формы он не принимал, и напролом идти к упорядочиванию Вселенной. Хотя бы вокруг себя. Хотя бы в конкретной ситуации, даже если мир все-таки проваливается в черную дыру и этой планете давно пора поставить ноль.
Tags: сериалы
Subscribe

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

  • Der goldene Handschuh («Золотая перчатка») Фатиха Акина, 2019

    Гамбургский бар «Золотая перчатка», основанный знаменитым боксером Гербертом Нюрнбергом (отсюда и название) в районе Санкт-Паули, рядом…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments