Но заинтересовала не столько идеологическая подоплека, сколько психологическая и историческая. Вот так, вбивая железные принципы ротанговыми палками, и воспитывали британскую элиту, всех этих офицеров, джентльменов, киплинговских героев и комиссаров в пробковых шлемах. Можете ужасаться, но такая система работала в свое время и была эффективной и рентабельной. Это, так сказать, «цена парада» (см. «Конец парада»). Собственно, а как иначе было воспитывать правящий класс? В фильме, например, очень четко показано, что там не в палках даже дело, а в том, репрессивная волна, зарождаясь на уровне руководства, проникает и на все ступени, и в отношения между самими учениками. Это как в армии или в тюрьмах – казалось бы, что люди и так приперты к стенке, что дальше некуда, и их уже прессует государство, можно расслабиться, но нечего подобного – нигде больше нет такой четкой иерархии, такого регламента и дисциплины, как там, причем поддерживаемых на уровне самих лиц там находящихся. Тоже самое и в школах британских тогдашних… Жаловаться нельзя, нечего нельзя, "мужиком надо быть" (а вы думали, что английскую выдержку воспитывали, лишая компота на завтрак?) - так и закалялась стать, сливки британского общества, цвет нации. Потом «парад» закончился и, хотя в привилегированных и по прежнему так воспитывают (уже без палок, разумеется), но стала отмирать сама система, вместе с аристократией и суровой протестантской этикой. «Если» - это как раз о самом ярком примере, как система может сбоить.
Итак, Эдинбург, 30-е годы, мисс Джин Броди - учительница, утонченная прогрессивная особа, носит платья кричащих цветов, ненавидит социальные догмы и правила, которые ведут все к «окостенению», и вместо уроков забивает мозги учениц всякой пургой. Типа политики (мисс Броди зело уважает фашистские режимы континентальной Европы) или своих взглядов на жизнь, свободу от морали и предназначение женщины. Тема раннего полового воспитания раскрыта, кстати, исчерпывающе (апологетам оного очень рекомендую ознакомиться!). Естественно, что эта борьба либерального воспитания против консервативного не останется без последствий. Как и то, что параллельно мисс Броди крутит романы с двумя учителями, один из которых женат и к тому же завязывает со своими ученицами отношения, прямо попадающие под всякие нехорошие статьи УК. Короче кунсткамера с уродами, как она есть. Отвратительны почти все, и даже дети несут в себе зерна порока. Как раз тот случай, когда говорят «оба хуже» - в смысле, что плохи все стороны конфликта. Естественно, что закончится все плохо. Плохо то, что хуже всех история закончится для единственного персонажа, который заслуживал сочувствия хотя бы в силу своей тупости. Вообще очень поучительная история о границах свободы и важности баланса – шаг влево и начинаются казармы (см. «Если»), шаг вправо – см. «Мисс Броди».
Journal information