Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

"На Англию прощальный взгляд" / "The Last of England" / 1988, реж. Дерек Джармен

Англия Дерека Джармена – мир расстрелянных образов и освежеванных чувств, задушившая в себе нежность и любовь, задохнувшаяся в дыму, боли и страданиях. Та, что выходила замуж в грязных доках и рвала на себе кружево платья на пристани. С этой Англией хочется распрощаться, но трудно простится. Название фильма позаимствовано у картины Мэдокса Брауна «The Last of England», на которой изображена супружеская пара, устремившаяся к Новому свету в смутной надежде на лучшую жизнь. Но Англия Дерека Джармена не оставляет ни шанса на бегство, ни надежды, ни места для свободы воли, направляя эту волю вонючими каналами по замкнутому кругу. Джармен – чужой в своей родной стране, стихийный анархист, гомосексуалист, последний из «проклятых поэтов», выступая, таким образом как травматик, умудрился сгустить символический смысл 80-х до бомбардирующих сознание образов.

Солдат трахающийся на «Юнион Джеке», пародия на королевскую свадьбу с убежавшей невестой. Руки, перебирающие пули, расстрелы, солдаты. Даешь залпом из всех орудий во имя национального превосходства! Вплетенные хроники послевоенного детства самого автора. Дегенераты и маргинальные художники, последние апологеты умирающей культуры, бродят по гниющему, вздутому чреву города. Голос за кадром читает нам стихи, прерываемые рекламой и новостями о войне за Фольклендские острова. Кровь, секс, насилие, политическое вранье по телевизору. Проще забыться и уйти в наркотическую нирвану. Преступления государства и преступления отдельных индивидов – все одно, из одного истока вытекает и в одно море впадет.

По большому счету это не кино - это полтора часа бессвязных образов, которые могли бы потрясти мир, если бы весь мир (не кучка преданных фанатов), интересовался Джарменом, а не чем-то еще. Так играя картинкой и звуком, режиссер визуализировал все мельчайшие, смутные движения души, собрав из них коллаж тэтчеровской Британии 80-х - десятилетия, в котором окончательно умер дух европейской культурной революций. Стол мая 68-го, вдохновлявший Европу и прилегающие оказался до конца доеден и наступили времена длинного термидора. И режиссеру явно не по душе это время диковатого капитализма и наступления бесчеловечности по всем фронтам, и его место в этом дивном новом мире будет где-то на задворках, в гетто для искусства порожденного шевелениями столь устаревшего человеческого духа, а следующие поколения лишатся и того. Но, откровенно говоря, оно-то понятно, что такое человекообразное кино непопулярно, ибо несмотрибельно оно по современным меркам. С другой стороны, если Джармен ради него себя не жалел, то почему мы должны?

PS "В то время кино стало для нас «церковью для чужестранцев». Безопасным пространством, где мы могли обитать. Нашим храмом милосердия в мире искусства, где мы нашли прибежище. Здесь мы узнали, что существует зритель, способный видеть и слышать, забыть о времени и внимать." - "Письмо мальчику от его матери", Тильда Суинтон, актриса, муза Джармена и просто красавица
Tags: Британия, кино
Subscribe

  • "Нибелунги"

    Выложу, пожалуй, отдельным постом здесь к недавним "Нибелунгам" Фрица Ланга. Во-первых, это красиво. Во-вторых, отчетливо видно, как эта…

  • Пиранези

    У нас тут в Пушкинском музее выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII-XXI века». Если сходить прямо в эти выходные,…

  • "Garden"

    Мое...

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments