Элкерлик, «похожий на любого» - образ, встроенный в вечный и неразрешимый спор о природном и социальном, индивидуальном и коллективном, интуитивном и логическом, внутреннем и внешнем, словом о двух принципиально разных способах вписывания себя в мир. Плут, бродяга-авантюрист, делает это мастерски, запросто перетасовывая себя в общей колоде карт, представая перед зрителем то монахом, то шарлатаном-врачом, то влюбленным, то мужем, то герцогом, хозяином замка. Стеллинг, экранизируя средневековую пьесу неизвестного автора, как будто кроит картину из работ старых мастеров – Брейгеля-старшего или Босха. Те же локации, то же описание мира, которое Бахтин называл «материально-телесным низом», те же достоверные хари, заставляющие подумать, что и бесы, и ангелы не внизу, не вверху, а где-то рядом, по соседству.
Со времен Аристотеля считается, что одна из главных заповедей любого драматурга – это изменение главного героя от начала к финалу. Тут эволюция образа на лицо, но кто такой на самом деле Элкерлик? Ведь человек существует только как нечто нуждающееся в постоянном оправдании своего существования, встраивании себя в сложную систему координат, где необходимыми условиями является существование и некой нормы, модели для подражания – точки сборки, и антимодели, которую по аналогии можно называть точкой распада. Проще говоря, чтобы понять суть изменений, следует прояснить первоначальное состояние. Вот большая часть и посвящена мучительному процессу осознания себя. Массовка склонившаяся перед героем, совесть, его верный страж, альтер-эго и антиподы героя, по сути, раскрывают одну общее место в средневековой философии, простую и банальную мысль о том, что человек всего лишь странник на этой земле, прах, и к праху возвратиться. Есть подозрение, что все многочисленные аллегории в лицах поддаются расшифровке и анализу, но в то же время, автор недвусмысленно намекает, что в душе человеческой такие бездны, что до донышка лучше даже не пытаться, а мир столько безумен, что единственная работающая логика – логика дурачка.
Journal information