

Посмотрела один за одним два фильма с земель балканских.- «Ничью землю» Даниса Тановича и «Красивые деревни красиво горят» Срждана Драгоевича. Оба фильма - хорошие примеры того, как можно снять военный триллер (назовем уж это так, ибо фильмы числятся на киносайтах как «военные комедии»* - вот уж точно хохма, так хохма) в замкнутом пространстве – либо на переживании зрителем ситуации в которую попадают герои («Земля), либо на сопереживании самим героями («Деревни»). По крайней мере, это мои личные ощущения (и мне больше интересен второй путь, кстати, то есть Деревни» понравились больше. Но заметила интересную вещь уже в котором фильме из тех краев есть некий общий взгляд, согласно которому они не рассматривают этот конфликт, как межэтический или межрелигиозный, а как гражданскую войну, в которой, участвовали «свои» -- люди, которым делить в общем было нечего. И друг шел на друга, и сосед на соседа, причем не по убеждениям, а в силу какого-то стечения обстоятельств и нелепых недоразумений («ты зачем мой сарай тогда сжег, Милан?»), а то и вовсе абсолютно не понимая, отчего им неймется. Тоже самое и в фильмах Кустурицы. В его автобиографической книге, рефреном идет один и тот же вопрос – «Где мое место в этой истории». Да нигде, люди – винтики в маховиках большой истории. Мне, например, очень импонирует этот взгляд, потому что война действительно большая нелепость. На просторах бывшего СССР, кстати, многим не достает этого взгляда. Видимо до сих пор воюют.
*Юмор там, кстати, действительно есть и много, только такого - ну вроде смеха висельника
Journal information