Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Category:

"За холмами" (Dupa dealuri) 2012

moyenne-84b13fdb5d45777982b1034163a759652e27958b
Занятно вообще так в этом году критическая мысль поработала – в то время как большинство кинокритиков и наших и забугорных, говорят об "антирелигиозном памфлете" (Сотникова с Афиши) и раскрытии Кристианом Мунджиу темы «православного тоталитаризма», на Правмире появляется положительный отзыв или дьяк Кураев, например, одобряет. Либо какой-то мимо летящий памфлет получился, либо (что более достоверная гипотеза) никаких манифестов Мунджиу не снимал. Ибо понятно, что многие ошибки интерпретаций берут свою основу в нашей гордыне, неосознанности и невнимании к авторскому месседжу, который, как известно, почти всегда выше нашего собственного. То есть, проще говоря, на премьерах кое-кому надобно не только халявное шампанское пить и собственные понятия за режиссерские выдавать, но и кино еще хоть иногда смотреть. Хотя Мунджиу, тоже говоривший о слепом следовании догмам, и что единственным грехом, не упоминаемым на исповеди, является равнодушие, вполне возможно изначально и впрямь хотел пнуть православие. Однако, стремление к достоверности и объективности, видные еще по «4 месяца, 3 недели, 2 дня», по-прежнему его явные козыри, делающие и кино уж точно поумней, чем многие зрительские реакции на него. 

Мунджиу нечего не манифестирует, а старательно выписывает пространство монастыря, как самодостаточное, интровертное и живущее, так сказать, своей жизнью. Все в соответствии с известной культурной традицией, разделяющей мир на сакральный и профанный. Такой, в общем-то, расхожий сюжет, встречавшийся например, в «Иоанне, матери от ангелов», где замкнутый монастырь предстает чем-то противоположным всему окружающему, но склонным к порокам еще более странным и извращенным с фанатиками, одержимыми и перверсиями. Однако если у Мунджиу есть саспенс, то это не мистический, а вполне бытовой, повседневный саспенс. Вот священник, рассуждающий о том, что Запад – зло, а терпимость к грехам ведет к бездну – его то многие и считывают, как безжалостного фанатика. Однако, если подключить внимание, заметно, что именно его жалость с терпимостью и приводят к несчастной концовке (Кураев в силу специфики профессии вона - сразу разобрался в проблематике). То есть режиссер не дает никаких указаний, что герою была свойственна черствость и нетерпимость, более, чем большинству обыкновенных людей, а то и менее. Его и угнетают вполне обыденные вещи – безденежье, заботы о захудалом приходе, всеобщее ожидание от него чуда, которое он не может им дать. И вот, на этом фоне, на него сваливается душевнобольная героиня, которая для него скорее обуза, а то и угроза. В скобках заметим, что, от героини отказались и приемные родители, и родной брат, и румынская медицина, очень похожая судя по фильму в своих худших проявлениях на медицину в одной известной нам стране. Все отказались, а носятся весь фильм как с писанной торбой только наш герой-«фонатег» и подруга-монахиня, лишь под конец устав и понадеявшись на чудо в качестве панацеи. И она гибнет (не спойлер, ибо история известная и реальная). Такой вот финал. Анти-рождество.

ЗЫ Не Фон Триер вовсе, и даже не Дардены, а просто Мунджиу, который со своими социалками для меня лично как бы во втором (третьем?) эшелоне. Но интересен патовой ситуацией, когда каждый шаг ведет только у ухудшению ситуацию. Интересен показом современного ада равнодушия, однако если кому-то как Сотниковой или критику с Правмира сведется обвинять священника в том, что тот ни холоден, ни горяч, подумайте – будь бы он горяч, они бы главную героиню еще в первые десять минут картины придушили. 

З.ЗЫ Ну отдельно, не могу не процитировать для любителей поржать: «За холмами» — история двух девушек перед лицом морального выбора, только противостоят они на этот раз не государству, а православной церкви» (С) -  блин, остается дописать «Афиша, журнал для хипстеров рекомендует».
quot;Очень советую румынский фильм "За холмами". Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька" - это Кураев. Вот такая вот разница в интерпритациях. Сотникову на фиг пора уволить.
Tags: Европа, Канны, кино
Subscribe

  • "Нет, ребята, всё не так!"

    Из эссе "Приключения Чиполино" Джанни Родари не совсем о том, о чем мы думали" Михаила Золотоносова: "Есть мнение, что…

  • «Лебединая песнь»

    Роман «Побежденные» («Лебединая песнь») написанный внучкой композитора Римского-Корсакова, Ириной Головкиной,…

  • "1984" Оруэлла как зеркало идиотизма

    Дочитала на досуге роман «1984» Джорджа Оруэлла и натолкнулась на ролик с «анализом» оного от Рудого под названием…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • "Нет, ребята, всё не так!"

    Из эссе "Приключения Чиполино" Джанни Родари не совсем о том, о чем мы думали" Михаила Золотоносова: "Есть мнение, что…

  • «Лебединая песнь»

    Роман «Побежденные» («Лебединая песнь») написанный внучкой композитора Римского-Корсакова, Ириной Головкиной,…

  • "1984" Оруэлла как зеркало идиотизма

    Дочитала на досуге роман «1984» Джорджа Оруэлла и натолкнулась на ролик с «анализом» оного от Рудого под названием…