Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

"За час до рассвета", 2021


Пока левая, тоже-левая, подсриотическая и националистическая общественность месяцами обсасывала и громила за антисоветизм какой-то безобидный сериал про Зулейху, по российскому ТВ, прямо в аккурат к 9 мая триумфально крутили сериал «За час до рассвета», который наглядно демонстрирует доминирующее в России мировоззрение. Причем сложно винить в чем-то самих авторов, поскольку они выразили там прямо нашу главную современную национальную идею и, судя по тому, что большая часть обсуждений сабжа посвящена неаутентичным платьям, костюмам и прочему заклепочничеству или сходству с «Местом встречи» и «Ликвидацией» Урсуляка, все показанное большая часть граждан воспринимает уже абсолютно нормально. Никто даже не удивляется, ну типа а чего еще могут показать по федеральным каналам, кроме подобных произведений?

На самом-то деле все сходство с «Местом встречи» и «Ликвидацией» заканчивается временем действия — 45-46 год. По духу и стилю он скорее ближе к немецкому сериалу «Вавилон-Берлин» — та же троица главных героев в лице молодого фронтовика, ставшего полицейским, его более опытного коллеги и девушки, та же некоторая комиксовая нуарность, то же ощущение атмосферы надвигающегося всепобеждающего зла. И тем не менее, какая все-таки колоссальная разница в посылах и месседжах. Например, события «Вавилона-Берлина» происходят в Веймарской республике 20-х, когда зерна фашизма уже выросли полный в человеческий рост. Главным героям, которые будучи не в силах повлиять на глобальные исторические события, остается только поступать правильно и по закону, чтобы добро победило хотя бы на их уровне. Время действия «За час до рассвета» еще раз — это послевоенный, победивший фашизм, СССР, где творится просто лютейшая хня. Вроде бы все разговоры предполагают наличие центральной власти и что еще живы Коба с Лаврентий Палычем, но, судя по показанному в стране царит полный бардак и безвластие, каких не было ни во времена Дикого Запада, ни в Великую депрессию. То, что в послевоенном СССР была высокая преступность — это известный факт, но тут почему-то бацилла распездяйства и бедлама поразила еще и органы.
Сюжет в общем такой: в небольшой город приезжает бывший фронтовик и военный разведчик Журавлев, чтобы работать в милиции под руководством майора Шумейко по кличке «Сатана», которого играет Хабенский. Для поимки какого-то инфернального бандита по кличке Клещ, Журавлев вместе с оперуполномоченной Ольгой и еще тремя настоящими уголовниками организуют липовую банду. Отличная же идея — делегировать работу милиции и правосудие непрофессиональным уркам, казалось бы, что может пойти не так? Милиционеры и урки становятся друзьями, Ольга так вообще крутит роман с одним из них по кличке Буян. Клещ не ловится, не растет кокос, подментованная банда совершает ошибку за ошибкой, попутно валя кучу невиновных людей, включая советских милиционеров (которым просто не сообщили, хехе), но начальство в лице Хабенского и «кровавой гэбни» смотрит на это все снисходительно (хотя по советским законам и совокупности совершенного такую команду бы просто выипали, расстреляли, закопали, потом откопали и еще раз расстреляли за такие художества). Им же самое главное — это поймать Клеща, цель оправдывает средства, а то, что людишки кругом мрут, так ничего страшного, бабы новых нарожают. Это в советских фильмах по поводу подброшенного не по закону кошелька рефлексировали, а тут горы трупов в каждой серии. Я уже даже успела подумать, чем так плох тот Клещ, когда вот они — натуральные преступники с лицензиями на убийство, ведущие разгульный образ на средства из бюджета.
Но ближе к финалу, мы понимаем, что эти герои (на фоне остального) действительно даже неплохие люди, и, как и в «Вавилон-Берлине», главным гадом оказывается сам начальник. Только там мотивация этого героя была совершенно понятна: тоже бывший фронтовик, немецкий патриот и реваншист, недовольный Версальским договором и засильем «либерастни в правительстве», из-за чего вступает в Черный Рейхсвер и готовит переворот. Тут все еще шизовей — настоящий майор Шумейко погиб в концлагере, а герой Хабенского на самом деле — это советский предатель Покровский, который был надзирателем того лагеря и эсесовцем (!!!), прошедшим подготовку в Абвере (!!!) и заброшенный в Союз, чтобы творить тут всякие паскудства. Не спрашивайте у меня, как этнический еврей мог быть эсесовцем, если в СС обычно брали идейных нацистов и чем он сам руководствовался — видимо, немецкие органы по версии сериала тоже поразила та же бацилла распездяйства, что и советские, которые поставили начальником отдела по борьбе с бандитизмом хрен знает кого. Ну не важно. Во флешбеках показывают, чем Шумейко-Покровский занимался во время войны и как именно он этим занимался, что любой зритель догадывается, что мы имеем дело с отмороженным психопатом. Тем временем, в настоящем он в одиночку урабатывает почти весь свой отдел и фейковую банду. Его раскусывает Ольга, но Покровский убирает и ее, после чего пытается сбежать. Наконец идиот Журавлев догадывается каким-то чудом, что происходит че-то сильно не то и арестовывает Покровского.

Финал некомильфотный, финал мне скорее понравился, чем нет. Следует длинный монолог, в котором Журавлев обличает бывшего эсесовца, мол, теперь-то ты, сука, бесславно сдохнешь, тебя расстреляют, как врага, и твой сын никогда не узнает, какой мразью был его отец, объясни мне только зачем ты убил Ольгу, ведь мог же не убивать и просто свалить? Эсесовец отвечает, что ему вообще ультрафиолетово, слишком мелкий персонаж и вообще он сыграл в этой истории скорее позитивную роль — навел порядок, помог стране, убил Клеща и еще много других преступников, цель-то оправдывает средства, а сам Журавлев-то тоже перевалил кучу людей, кто он такой, чтобы ему мораль читать и про законы рассказывать? Причем, Хабенский тут выглядит гораздо убедительней и харизматичней, чем никакущий актер, играющий Журавлева, поэтому в этих дебатах уделывает последнего просто в одну калитку. Тут появляется КГБшник, Журавлева выводят, к Покровскому приводят сына и мы понимаем, что они о чем-то договариваются и что Покровского шантажируют ребенком. КГБшник говорит Журавлеву, что вся эта история должна остаться строго между ними, что эсесовец — очень ценный сотрудник, мы его перевербовали и повысили, под именем героя войны Шумейко он едет в Москву, государственные же интересы превыше всего. Все то же самое, слово в слово, что говорил герой Хабенского. Журавлев в шоке ловит ртом воздух и окончательно сливается, но поскольку его душа все еще требует справедливости, он, как настоящий смелый разведчик и фронтовик, решает осуществить ее... не своими руками - рассказывает о том, кто убил Ольгу, влюбленному в нее Буяну, прекрасно зная, что тот будет мстить. Но зрительские ожидания снова не оправдываются и многоходовочка не удается. Буян устраивает засаду на дороге, расстреливает автомобиль, в котором едет Покровский. Но Покровский все еще жив и обещает рассказать Буяну, о чем говорила Ольга перед смертью, тот, будучи человеком сентиментальным, подходит слишком близко и Покровский успевает его застрелить. А все потому, что Буян все еще человек, пусть и убийца, а Покровский-то уже нет. Бывший эсесовец выходит из машины и идет по засеянному полю. Мы понимаем, что он доберется до ближайшего отделения милиции и расскажет, что ликвидировал еще одного преступника. Ему выдадут очередную награду, должность, вернут сына и все у него будет хорошо. Вот такая концовка.

Резюмируя, могу сказать, что сериал — говно, но вопросы ставит интересные. Об искоренении зла злом и прочее. Я не сомневаюсь, что кто-то мне обязательно напишет, что он антисоветский, потому что там по сюжету гэбня сотрудничает с эсесовцем. Кто-то может даже увидеть в этом сюжете реабилитацию нацизма. Только вот сдается, что он не про Союз вовсе, а про современную РФ и то, о чем говорит тот эсесовец (весь этот макиавеллизм, приоритетность главной цели над жизнью и рассуждения о государственных интересах) я че-то слишком часто в бложиках (особенно патриотических) читаю. К чему бы это?
Tags: сериал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Особый путь

    Отечественные лоялисты очень любят упрекать либералов в русофобии и недобром отношении к народу — дескать, снова какая-то сука сказала, что у…

  • Игры шпионов (The Courier), 2020

    «Mister Kchrushchev said, "We will bury you". I don't subscribe to this point of view» («Russians» Sting)…

  • Листая старую тетрадь расстрелянного генерала...

    Разверзлись с треском небеса, И с визгом ринулись оттуда Срубая головы церквям И славя нового царя Новоявленные иуды. Тебя связали кумачом и…

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • Ах, да ты ж бедная моя, Трубодурочка..

    Шайна Вайсер, исследование "Женщина в красном: феминность и женственность в Советском Союзе" об угнетенных женщинах ̷В̷о̷с̷т̷о̷к̷а̷…

  • Уловка-22 (Catch-22), 2019

    - «Уловка двадцать два» гласит: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Особый путь

    Отечественные лоялисты очень любят упрекать либералов в русофобии и недобром отношении к народу — дескать, снова какая-то сука сказала, что у…

  • Игры шпионов (The Courier), 2020

    «Mister Kchrushchev said, "We will bury you". I don't subscribe to this point of view» («Russians» Sting)…

  • Листая старую тетрадь расстрелянного генерала...

    Разверзлись с треском небеса, И с визгом ринулись оттуда Срубая головы церквям И славя нового царя Новоявленные иуды. Тебя связали кумачом и…

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • Ах, да ты ж бедная моя, Трубодурочка..

    Шайна Вайсер, исследование "Женщина в красном: феминность и женственность в Советском Союзе" об угнетенных женщинах ̷В̷о̷с̷т̷о̷к̷а̷…

  • Уловка-22 (Catch-22), 2019

    - «Уловка двадцать два» гласит: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно…