Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Битва за Алжир (La battaglia di Algeri)

Читая рецензии на этот фильм, в первую очередь наталкиваешься на слова о том, что «Битва» - политическая агитка по книге и на деньги одного из бойцов Фронта национального освобождения Алжира Ясефа Саади. Скорее всего, что именно так это все тогда и воспринималось и задумывалось. Скорее всего, что и итальянский режиссер Джилло Понтекорво действительно был всецело на стороне повстанцев, как и многие люди того времени, включая самих французов, например, Сартра, Андре Бретона, Алена Рене, Роб-Грийе, Саган и многих других. Но сейчас, по прошествии времени и с учетом того, как эта заваруха тогда закончилась, в мельтешении черно-белых кадров, похожих на кадры документальной кинохроники, видится не революционный пафос «народу – свободу!», а скорее ложащаяся на плечи тяжелым грузом отстраненность и бесстрастность. Та бесстрастность, которая может быть в рассказе старушки-матери, похоронивших всех своих сыновей и выплакавшей все слезы. Отмотавшая свой срок война, великая и жалкая одновременно, будучи отдаленной от нас десятилетиями и экраном монитора теперь смотрится просто поучительно, но рождает массу вопросов насчет окружающего "здесь и сейчас".

Там много о психологии, методах и целях городской герильи, что его можно рассматривать как учебное пособие по тактике подобных войн (посему я не удивляюсь, что в Пентагоне, например, перед вторжением в Ирак фильм Понтекорво изучали в качестве методички), так и о малоэффективности методов борьбы с террором (посему я не удивляюсь, что вряд ли показывают по федеральным каналам в прайм-тайм). Об истоках терроризма современного. О том, что преступника-террориста от героя-повстанца отличают не какие-то объективные признаки, а то по какую сторону баррикад находится задающая тон и терминологию сторона. О том, как быстро вчерашние жертвы превращаются в сегодняшних палачей. О презрении белого цивилизованного мира к миру «черному», «варварскому» и об ответной ненависти, выражавшейся не только в виде косых взглядов, но в виде выстрелов из-за угла и кровавым фейерверком разрывавших тела гражданского населения бомб.



Как известно из истории, битва за Алжир закончилась тем, что протестующие ценой страшных жертв, но добились выполнения своих требований. Только не каждой битвой война заканчивается. Если взять за основу широко популярное определения показателя силы нации, как сумму завоеваний, то алжирцами был завоевана собственная разгромленная страна, спустя более ста лет апартеида и почти геноцида, а после провозглашения суверенитета Алжир погрузился в череду уже собственных гражданских войн. Появившийся задолго до того во французском обществе раскол на сторонников его независимости и противников усилился. Париж тут и там сотрясали взрывы, организованные Секретной вооруженной организацией (ОАС) – радикальной группой борцов за колонизацию Алжира. Многие из ее членов, кстати, были бывшими бойцами французского Сопротивления, как с ужасом узнал весь цивилизованный мир, прикованный к разборке за кусок суши за его, мира, пределами. Цивилизованный мир, вообще тогда узнал довольно неприятные вещи о себе. Например, то, что еще вчера получившие все прелести фашизма (и осудившие его) европейцы, душили алжирцев пачками газом, устраивая из их убежищ аналог газовых камер, пытали и жгли трупы на площадях. Эта война, ставшая фактически первой не мировой войной (второй был Вьетнам), к которой был настолько прикован интерес общества, и была еще и первой войной идей, где многое решал не столько террор, сколько слова, информация и идеология. Какой будет следующая, когда все всё поймут, а человечество проснется мудрым и разумным – в фильме вроде бы так и не проговаривается, но режиссер будь он трижды гением, не может отвечать там, где спрашивать стоит Абсолют. Есть подозрение, что свой последний шанс на перезагрузку, людской род похерил тогда в шестидесятые. Он не выдержало проверки христианством с его любовь к ближнему, экзистенциализм же его просто буквально распластал. Люди лучше понимают язык боли, залпы оружия, право сильного, око за око, зуб за зуб… Будут зажигаться все новые точки на глобусе, и будут люди убивать людей во имя торжества своей системы ценностей, и будут люди делиться на первый и второй сорт. Эта война не заканчивается никогда.

Tags: war, Европа, кино
Subscribe

  • За шо боролись..

    Представьте себе трагедию человека, который стоит у истоков правого движения за консервативную революцию, читает Генона и Элиаде, пишет длинные…

  • О насущном.

    Уже который раз наталкиваюсь в сети на обсуждения, которые всей меня поражают своей глубиной и развернутостью при общей высосанности из какого-то…

  • Не могла не написать об этом

    Один "уважаемый историк" и член РВИО Сир Бонапартий Соколов был склонен к агрессии и спал собственными студентками. Что привело к крайне…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments