Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Category:

Игры шпионов (The Courier), 2020

«Mister Kchrushchev said, "We will bury you". I don't subscribe to this point of view» («Russians» Sting)
Если современная пародия на «The Cold War» не подарила миру ничего, кроме юмористического скетча на РТ в исполнении Петрова и Баширова, то настоящая Холодная война стала поистине неисчерпаемым источником вдохновения для множества художественных произведений. Только с «The Courier» («Игры шпионов») что-то не так от слова «совсем». Начнем с того, что реальная история, положенная в основу, похожа на фильмовую, как живая утка на больничную. Тему Карибского кризиса — это сразу нафиг, я это даже обсуждать не буду, показанное - бред свинячий почти во всем, кроме того, что такой кризис был. Что касается истории Олега Пеньковского, то есть официальная версия со стороны Советского Союза со стенограммами из зала суда. Есть версия ЦРУ с записками самого Пеньковского, якобы переданными им еще тогда на Запад. Все остальное засекречено и тонет самых разнообразных версиях-многоходовочках. Есть даже гипотеза о том, что Пеньковский был двойным агентом, которого по итогам не расстреляли, а отправили на пенсию под чужим именем. Интересно, например, что он не сдал ни одного своего агента Западу, хотя явно мог располагать сведениями о зарубежных разведсетях, что его дочь Наталья когда выросла, то трудоустроилась в 1-ом Главном управлении КГБ, которое занималось внешней разведкой, что Винна сменяли на Конона Молодого, он же Гордон Лонгсдейл - а это совсем разные по статусу и ценности люди, если официальные версии не врут. Но фильм, разумеется, излагает «версию Пеньковского» (в кавычках, ибо уверенности в этом деле нет ни в чем), в которой тот себя представляет подвижником, Мери Сью и спасителем планеты от ядерной катастрофы. Вот прямо если бы не усилия сего скромного ГРУшника, то мир в радиоактивный пепел. Умному как бы достаточно.

Клюквы, что бы там не говорили, как это ни странно, на удивление мало. Чувствуется, что у фильма были очень хорошие консультанты-спецы по СССР. Но почему-то иногда прорывает в самых неожиданных местах (примерно, как форма бортпроводницы Аэрофлота в «Ходе королевы»). Например, московская гостиница, в которой живет герой Камбербетча, называется «Отелем «Виталий» (не знаю, это отсылка или шутка какая, которую я не понимаю?). Присутсвует сцена с затрахавшим уже просто неимоверно baletоm в Большом театре. В одной из сцен Пеньковский говорит Винну, что в СССР иностранцев не пускают дальше Москвы, чтобы они не видели неимоверных страданий народных. С хуа ли такая глупая ложь? Когда ты читаешь «Русский дневник» Стейнбека, который путешествовал с Робертом Капой по СССР в конце 40-х аж при Сталине, то он рассказывает про представителей КейДжиБи, которые за ним сновали, и про бюрократический маразм, и про проверки документов, и про то, что некоторые фотографии при выезде их заставили удалить. В это я верю, но это совсем другой уровень критики, чем «дальше Москвы не пускали»

Теперь по сути истории. Я не Семин и не Клим Жуков, чтобы бегать от этого фильма по потолку причитать про антисоветчину -  - пусть несоответствия с реальностью, пусть своя, идеологически обусловленная точка зрения на события. Но я читала отзывы иностранцев (тех, что вполне либеральных взглядов и не фанаты Эсесер). Все хвалят Камбербетча и его героя Гревилла Винна — это понятный всем персонаж, демонстрирующий становление «маленького человека» и обывателя до «героя поневоле» (реальный Винн к тому моменту был опытным разведчиком, профи, ну да ладно). Но вот Пеньковский, чувствуется, вызывает у них отторжение в даже этой лубочной фильмовой версии - не рождает она доверия, оставляет (это вне зависимости от симпатий к СССР) неприятный осадок. Не может быть подобный типаж симпатичен ни на Западе, ни Востоке, ни к северу через северо-запад. Как будто даже сами авторы не верят в «такого Пеньковского». Дело не в том, что его характер и мотивация не ясны — он же такой герой-идеалист и святой мученик за правое дело, в то же время бабло, мечта о доме в Монтане, о чем открытым текстом говорится в фильме. А еще просто не хочет, чтобы его доченька оказалась в таком же kolkhoze, из которого он вышел, и зависела от государства (Какие к черту колхозы для детей московских службистов такого ранга? Он в ГРУ работать пошел, чтобы быть независимым от государства что ли, а в ЦРУ все по-другому? Да что вообще несет этот поехавший?). Допустим — люди вообще сложные, хотя я не вижу в нем сложности, а я вижу картонно-плакатного героя с непрописанным характером. Но дело в том, что как говорил Цезарь «Предательство мне приятно, а предатели  отвратительны». Предатели вообще не могут быть никому приятны, включая самих предателей. Это в культуре и всей нашей психике так заложено, это каждый живой человек поймет — Иуда повесился, Данте засунул предателей в девятый круг ада — дальше некуда просто. Авторы попытались это сгладить тем, что Пеньковский изменил стране и идеологии, но не предал своих идеалов (очень и очень сомнительно и натянуто даже по показанному фильме), а главное — не изменил дружбе и поэтому должен быть прощен. Брут же не потому в аду у Данте, что предал Рим, а потому что предал хорошее отношение, друга. Только пафосные сопли финала вытираются на раз тем, что в реальности, судя по всей имеющейся информации - Пеньковский выдал Винна с самого начала, а потом оба героя пели на допросах как соловьи и сдали к чертовой бабушке вообще всех, кого знали. За что и получили: один — уменьшение срока, а другой — пулю в лоб. Это официальная версия событий, а том, как оно было на самом деле вы из этого кина все равно не узнаете.
Tags: США, кино, кровавая гебня, маразм
Subscribe

  • "За час до рассвета", 2021

    Пока левая, тоже-левая, подсриотическая и националистическая общественность месяцами обсасывала и громила за антисоветизм какой-то безобидный…

  • Особый путь

    Отечественные лоялисты очень любят упрекать либералов в русофобии и недобром отношении к народу — дескать, снова какая-то сука сказала, что у…

  • Листая старую тетрадь расстрелянного генерала...

    Разверзлись с треском небеса, И с визгом ринулись оттуда Срубая головы церквям И славя нового царя Новоявленные иуды. Тебя связали кумачом и…

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • Ах, да ты ж бедная моя, Трубодурочка..

    Шайна Вайсер, исследование "Женщина в красном: феминность и женственность в Советском Союзе" об угнетенных женщинах ̷В̷о̷с̷т̷о̷к̷а̷…

  • Уловка-22 (Catch-22), 2019

    - «Уловка двадцать два» гласит: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment