Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Der goldene Handschuh («Золотая перчатка») Фатиха Акина, 2019

Гамбургский бар «Золотая перчатка», основанный знаменитым боксером Гербертом Нюрнбергом (отсюда и название) в районе Санкт-Паули, рядом с главной улицей квартала красных фонарей Репербан, и сегодня можно найти на гугл-картах. На всех современным фотографиях видна надпись над входной дверью «Honka-Stube» — «забегаловка Хонки». В переводе на наши деньги это мрачный юмор — это примерно то же самое, что назвать заведение в честь Чикатило. Отзывы о баре в интернете исключительно положительные - некоторые пишут, что были привлечены в первую очередь историей Фрица Хонка, другие, что узнали о баре из фильма Акина, и практически все отмечают демократичные цены, аутентичную атмосферу «времен Хонки», приятный персонал и публику. Только сдается, что в 70-е публика была несколько иной и по фильму видны отличия от современных фотографий. Гамбург — портовый город и, как полагается, любому портовому городу, имел такие центры специфических «развлечений» как Репербан, называемый немцами «Греховной милей». Добрый кинопоиск в качестве рекомендаций к фильму подсказывает еще и «Дом, который построил Джек» Триера, но «Золотая перчатка» не похожа на фильм Триера с серийником-эстетом в хорошем костюме и близко. Это скорее тематика Райнера Вернера Фассбиндера — обратная сторона Западной Германии, и деклассифицированных элементов, перемолотых жизнью и эпохой, пропитых моряков, криминальных элементов, портовых грузчиков, проституток, работавшие по профилю поди еще при Третьем Рейхе (ну по крайней мере, в силу той же пропитости и сильного износа организма выглядят они так). Именно в такой среде и появился знаменитый серийный убийца Фриц Хонка с его невысоким ростом, плохими зубами, косым глазом и переломанным бесформенным носом, как будто бы материализовавшийся голем, плоть от плоти городского дна.

В рецензиях можно прочитать об эстетизации и смаковании насилия у Акина. Но это кажется из разряда штампов (примерно, как Триера принято считать мизантропом и циником), ибо кинокритики вообще одни из самых банальных и шаблонно мыслящих существ на планете. Если же приглядеться, то насилия в фильме довольно мало, а уж говорить о какой-то эстетизации и вовсе не приходится, ибо это насилие отвратительно по сравнению с обычно показываемым в фильмах насилием, настолько же насколько жизнь героев фильма отвратительна с жизнью среднего немца того времени. Еще из самых прекрасный обвинений — обвинение в мизогинии (чувак женщин забивал насмерть, а виноват отчего-то режиссер) и недостаточной психологической глубине (как будто речь идет о принце Гамлете и в реальности была глубина, а при экранизации она куда-то делась). Приличные и хорошо одетые люди же хотят видеть в истории Хонки трагедию Раскольникова и всех «униженных и оскорбленных», полную метаний, переживаний и раскаяний, но в фильме Акина этого нет — дно пожирает и высасывает все человеческое, оставляя лишь животную агрессию и какие-то смутные шевеления и всхлипы погребенного глубоко внутри человеческого «я». Хонка лишь в самом начале колеблется, не решаясь распилить первый женский труп. Потом мы видим его в двух ипостасях — как неловкого, некоммуникабельного лузера, который не может нормально общаться, не говоря уж конкретно с женщинами. И как натуральное агрессивное животное, когда он накидывается до умопомрачения в баре для храбрости.

Поразительны реалии социальной клоаки в ФРГ того времени. Одна из проституток говорит Хонке, что у нее постоянные желудочно-кишечные кровотечения (на самом деле, говорит, она, естественно, гораздо грубее и откровенней), но она не может пойти к врачу, потому что нет денег, а нет денег, потому что она не может заниматься сексом с клиентами по состоянию здоровья. Вот такой замкнутый круг. Через несколько минут Хонка расколошматит ей голову об стол. В нем уже не осталось никакого сочувствия, а только потребность как-то заглушить свое одиночество. Как у той женщины, которая с ним жила (минут 15 экранного времени, да), хотя он ее унижал, избивал и требовал свести с дочерью, а она за ним бегала как собачка, просто чтобы не быть одной.

Замечательная ветка про «дружбу» Хонки с уборщицей из торгового центра — спивающейся, опустившейся, но еще довольно молодой и не потерявшей человеческого достоинства. Напившись Хонка нечленораздельно и отчаянно орет ей, что любит ее и... разумеется, пытается изнасиловать — по-другому выражать свои чувства он не умеет. Через весь фильм проходит история совсем юной девочки, которую Хонка встретил самом начале, а потом постоянно видит в своих странных гиньольных фантазиях. Судьба этой девочки по-видимому была предрешена изначально — она осталась на второй год, теперь таскается где-то в районе Репербан и в будущем ей уготовлена та же проституция. Но пока это миленькая, миловидная девочка, так не похожая на гамбургских проституток, поэтому встретив ее вживую, на лице у Хонки появляется отблеск ее человечности, он идет на этот свет, преследует ее - вовсе не для того, что забить до смерти и расчленить, а по непонятным ему самому причинам и по тем же причинам не может заговорить. Мы понимаем о том, почему все так по мелким штрихами - отец Хонки был заключен нацистами в концлагерь, а после освобождения в 1945 быстро спился на фоне подорванного в заключении здоровья, по видимому передав самому Фрицу эту модель поведения. Один из завсегдатаев «Золотой перчатки» служил в СС, но к нему там никто не относится плохо из-за этого, ибо у всех своих полно своих грехов и скелетов в шкафу (у Хонки вон даже в буквальном смысле). Это такой порочный и замкнутый круг палачей и их жертв, где порваны все социальные связи между людьми, души отмерли, оставив после себя какой-то призрак, мучающийся внутри и всё цинично позволено и прощено на годы вперед.
Tags: Германия, Кино, кино и немцы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Непосредственно Каха!

    "Я на Кинопоиск писать никогда не ходил, но в этот раз точно напишу - кино от народа!" Обзор Бэдкомедиана на российский, если можно…

  • Мало били

    Реакция на рассказы о пребывании в колонии, куда отправили Навального, показательная. Многие люди у нас, значит, только сейчас открыли для себя,…

  • Может ли слепой вести зрячих?

    Поскольку в жж я долго не появлялась и в какой-то момент добавляла всех подряд, кто меня зафрендил, не вчитываясь, решила выборочно понять ху из ху…

  • "Мы не рабы, рабы вы"

    Увидела в жж ("transurfer", которая себя идентифицирует, как клиент психотерапевта): "Фотки из отпуска в соцсетях, где у терапевта, который на…

  • Хороший же сюжет

    Вот это я понимаю, раньше была духовность и умели люди отдыхать, а то все дворец, "комната грязи", срачи в сети, скука смертная, не то,…

  • Очередная битва с ветряными мельницами

    Кто говорил, что Грета Тунберг — тупая школьница-прогульщица? Настоящая «тупая школьница» называется Игорь Мальцев. Статья…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments