Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Диктатура мелких лавочников



Вот ведь что интересно — фашизм называют «диктатурой мелких лавочников». Выражение, конечно, красивое, только не просто строго ненаучное, но еще и не совсем верное. Считать, что там мог диктатурить кто-то кроме верхушки партии, сросшейся к крупным монополистическим капиталом, как минимум, наивно. Но массовой базой фашизма действительно были разорившееся из-за кризиса предприниматели, часто пролетаризированные, мелкие клерки, в общем, та прослойка, которая именуется бюргерами, «мещанством». Парадокс в том, что они себя таковыми вовсе не считали, а мнили чуть ли не нибелунгами.

Был такой человек, профессор филологии по имени Виктор Клемперер, которому выпало жить в Германии 30-х, будучи евреем. Поскольку его жена была признана чистокровной арийкой и отказалась разводиться с мужем, Клемперера не отправили в концлагерь, а просто вышибли с работы. Он уехал с женой в деревню в жопеня, где вел дневник, впоследствии изданный под названием «Язык Третьего Рейха. Дневник филолога». В этом произведении автор анализирует, как менялся язык и мировоззрение Германии на основе книг, газет и прочей печатной литературы, придя к закономерному выводу — язык не такая уж безобидная штука. Например, понятие фюрера, как Спасителя и Хозяина будущей Германии, зациркулировало в немецкой среде задолго до того, как все узнали имя Гитлера. Ни к какому млеку и яйкам на Восточном фронте, чтоб вы знали, настоящие, то есть фанатично преданные (слово «фанатично» по Клемпереру в нацистской прессе приобрело позитивную коннотацию) нацисты не стремились, их влекла героика, пафос и большие жесты. Слова «мещанство» и «обывательщина» в немецких памфлетах беспощадно обличали и считались негативными качествами — народ почитался бессознательный объектом, а не субъектом истории, которому нужен хозяин. Культ государства, борьба с его врагами и иностранным влиянием считалась самой приоритетной задачей и так далее. Настоящий нацист, мог и рыло дать, если бы вы его назвали «мещанином» — себя-то он уже отождествлял с элитой и уберменшами.

Причем, как замечает Клемперер, язык Третьего Рейха был не настолько уж туп, как многие теперь думают, вбирал в себя понятия других идеологий, изменяя их значения до неузнаваемости и без труда пользовался приемами социальной демагогии, что местами казался почти прогрессивным. Больше всего запомнилось, как автор описывает свое общение с одним молодым человеком, который в какой-то момент заменил ему сына. Клемперер был левым и очень сильно повлиял на мировоззрение этого парня, а потом тот попал под обаяние национал-социализма. Но не до конца попал — например, он не стал антисемитом и продолжал общаться с Клемперером, в риторике постоянно пользовался старыми наработками и, защищая НСДАП, шпарил выражениями типа «классовые интересы», шо ваш профессор Попов. Старик-филолог у него, например, спрашивает, а как же демократия? Тот ему отвечает, что это буржуазно и знаем мы эту вашу демократию, на Веймарскую республику вон полюбуйтесь. Клемперер говорит, что твои симпатики уже прямо призывают к войне, а как же интересы рабочего класса и индивида, что скажешь про остальные народы? Парень лепит, что эта война будет освободительной, а значит в интересах и рабочего класса, пусть потерпит, ведь национал-социализм — это тоже социализм. Однажды они разговаривали по телефону и этот персонаж в качестве хохмы рассказывал со смешками, как они к корешами избили и напоили касторкой коммунистов (он назвал это карательной операцией) — били, говорит, резиновыми дубинками, не до крови, просто чтобы поучить, не надо типа переживать, выживут. Клемперер после этого бросил трубку и больше никогда с ним не разговаривал. И ведь этот коричневорубашечный гандон как-то до боли напоминает некоторых современных тоже-коммунистов.

В общем, граждане, «социализм» руками «национальной буржуазии», лишенный духа народной демократии и гуманистического начала — это не социализм, а вот это самое, хотя может показаться в темноте, что похоже. Опасайтесь приобрести дешевую подделку!
Tags: фашизм
Subscribe

  • "Framing Britney Spears", 2021

    Вы разочаровали многих людей, в том числе лично жену губернатора Мериленда"(С) В феврале этого года The New York Times выпустили большой…

  • РАЗГОВОР С ПОЛИТРУКОМ (по мотивам интернета)

    - Вы знаете, чего они хотят? - Они за Навального! Он их фюрер! Они беспрекословно подчиняются приказам своего фюрера, а он беспрекословно…

  • "Черное зеркало" по-нашему

    Узнала о существовании в глубинной России "треш-стриминга" - это когда над человеком издеваются за донаты. Лучше бы не знала и жила в…

  • "Людоед" (1992 г), реж. Геннадий Земель

    Скрин - реакция зрителя на фильм "Людоед" 1991, подлинный отпечаток своего безумного времени на пожелтевшей пленке "Свема". По…

  • Шел 2020 год.

    На дворе стоял 21 век, когда мне приходилось доказывать прогрессивным современным левым, что интернетизация — это такая же…

  • О коллективной ответственности

    Заинтересовалась на досуге биографией немецкой актрисы из "Трехгрошовой оперы" Каролы Неер - любимицы Брехта и просто красивой женщины,…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • "Framing Britney Spears", 2021

    Вы разочаровали многих людей, в том числе лично жену губернатора Мериленда"(С) В феврале этого года The New York Times выпустили большой…

  • РАЗГОВОР С ПОЛИТРУКОМ (по мотивам интернета)

    - Вы знаете, чего они хотят? - Они за Навального! Он их фюрер! Они беспрекословно подчиняются приказам своего фюрера, а он беспрекословно…

  • "Черное зеркало" по-нашему

    Узнала о существовании в глубинной России "треш-стриминга" - это когда над человеком издеваются за донаты. Лучше бы не знала и жила в…

  • "Людоед" (1992 г), реж. Геннадий Земель

    Скрин - реакция зрителя на фильм "Людоед" 1991, подлинный отпечаток своего безумного времени на пожелтевшей пленке "Свема". По…

  • Шел 2020 год.

    На дворе стоял 21 век, когда мне приходилось доказывать прогрессивным современным левым, что интернетизация — это такая же…

  • О коллективной ответственности

    Заинтересовалась на досуге биографией немецкой актрисы из "Трехгрошовой оперы" Каролы Неер - любимицы Брехта и просто красивой женщины,…