Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Category:

"Пиноккио" / Pinocchio, 2019

Посмотрела кино Маттео Гарроне, которого я помню по отличным «Страшным сказкам» - «Пиноккио» 2019 года. Я не читала книгу Карло Коллоди, даже не видела диснеевский мультфильм, поэтому увиденное меня поразило. У фильма рейтинг «6+», но если бы я в 6 лет увидела что-то подобное, то это могло бы меня ввергнуть в натуральную депрессию, похлеще любых фильмов ужасов. В фильме еще попытались сгладить некоторые моменты и сделать его не столь тягостным, недобрым и мрачным, но впечатления все равно чудовищные даже для взрослого. Теперь-то понятно, почему в Советском Союзе это не стали выпускать в таком виде, а адаптировали и изменили до неузнаваемости.

Нашла мнение небезызвестного Сергея Лукьяненко от отличиях нашего «Буратино» от их «Пиноккио»: «Буратино даже не пытается изменить свою природу, стать из «игрушки деревянной» живым человеком, из марионетки превратиться в полноценного члена гражданского общества. А вот продавать чужое имущество, якшаться с ворами и мошенниками, зарывать деньги, интриговать против владельца скромного кукольного театра и поднимать на бунт его труппу — это Буратино всегда готов. И счастье Буратино получает на халяву, на готовенькое, вначале выманив у престарелой маразматичной черепахи золотой ключ, а потом открыв им «волшебную дверку», то есть получив доступ к чужому театру (какая печальная и знакомая история!) (…) А Пиноккио идёт трудным путём осознания себя, воспитания в себе человека, духовного роста и прозрения. И его усилия оценены по заслугам — он получает человеческое естество. Наверняка он в итоге станет достойным итальянцем, мастером своего дела. Это Европа, ребята!»

Реакционера видно за версту, но очень верно все уловил общий смысл. Разница между «Буратино» и «Пиноккио» — это разница между Советским Союзом и Италией, в которой к моменту написания нашего «Буратино» ростки фашизма уже вымахали в человеческий рост. Никакими марионетками ни Пиноккио, ни Буратино не были изначально — у них же нет нитей и способов управления ими. Но сказка Толстого лишена мрачного ригоризма — Буратино может сбежать от отца, чтобы свободно исследовать и осваивать мир, наделать ошибок (куда уж без этого?), а, в конечном итоге, усвоить, поумнеть, освободиться самому, и освободить других. Его не надо переделывать - он хорош сам по себе, таким, какой он есть в своей живости и непослушании. У Коллоди же мир изначально несправедлив, жесток и ужасен, но любые попытки бунта против такой системы имеют еще более катастрофические последствия. «Превращение в человека» в таком мире — это превращение в послушного и исполнительного винтика системы, то есть, именно в управляемую марионетку, привязанную к жизни миллионами разных ниток, за которые можно дергать. Если Буратино вместе с другими бедолагами в новозаветном стиле наследует Землю (ее часть в виде кукольного театра), чтобы стать ее полноценным хозяином, то в истории Пиноккио прослеживаются ветхозаветные мотивы — история Ионы, попавшего во чрево кита за неповиновение или «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

В фильме Гарроне ощущение этой ветхости (а также бедности, уныния и деградации) замечательно передано в буквальном смысле в каждом кадре. Одни бедняки обманывают и эксплуатируют друг друга («Дать нуждающемуся человеку стакан молока? Авотхуй - пусть идет и заработает!»), единственная доступная форма солидарности - это любовь отца и сына, то есть, по родоплеменному принципу. У Толстого девочка с голубыми волосами - это такая же кукла с мировоззрением немного занудной и эгоистичной девочки, которая по сюжету учится дружить и становится добрей. В сказке про Пиноккио же это фея, которая постоянно то жестоко воспитывает главного героя (например, отдает его в школу, где бьют и ставят на горох - ну а как иначе-то учить, видимо, по мысли автора), то наказывает, то неожиданно прощает (непонятно за что, поскольку он никому не вредил, кроме самого себя), превращая этот кусок тленного дерева в кусок мяса. Манджафоко (ставший в советской версии сугубо неположительным Карабасом) считается «неоднозначным» персонажем, поскольку хотел пустить Пиноккио и Арлекина на дрова, но потом из сентиментальности передумал, то есть, хочу - казню, хочу - милую и так, и быть должно!
В общем, мораль такая - лекарства должны быть горькими, судьи - неправедными, обучение - болезненным, власть -тиранической, кусок хлеба добыт непосильным трудом, дескать, разве можно с людьми по-хорошему? Не показывайте такие сказки детям - не уснут же они потом!
Tags: Кино, жизнь - боль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • Ах, да ты ж бедная моя, Трубодурочка..

    Шайна Вайсер, исследование "Женщина в красном: феминность и женственность в Советском Союзе" об угнетенных женщинах ̷В̷о̷с̷т̷о̷к̷а̷…

  • Уловка-22 (Catch-22), 2019

    - «Уловка двадцать два» гласит: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно…

  • Меган М.

    Всё, что надо знать о Меган М. Первое фото не нуждается в пояснениях" Нервно присмотрелась к фото. Ожидала увидеть, как минимум,…

  • Непосредственно Каха!

    "Я на Кинопоиск писать никогда не ходил, но в этот раз точно напишу - кино от народа!" Обзор Бэдкомедиана на российский, если можно…

  • Мало били

    Реакция на рассказы о пребывании в колонии, куда отправили Навального, показательная. Многие люди у нас, значит, только сейчас открыли для себя,…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

Recent Posts from This Journal

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • Ах, да ты ж бедная моя, Трубодурочка..

    Шайна Вайсер, исследование "Женщина в красном: феминность и женственность в Советском Союзе" об угнетенных женщинах ̷В̷о̷с̷т̷о̷к̷а̷…

  • Уловка-22 (Catch-22), 2019

    - «Уловка двадцать два» гласит: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно…

  • Меган М.

    Всё, что надо знать о Меган М. Первое фото не нуждается в пояснениях" Нервно присмотрелась к фото. Ожидала увидеть, как минимум,…

  • Непосредственно Каха!

    "Я на Кинопоиск писать никогда не ходил, но в этот раз точно напишу - кино от народа!" Обзор Бэдкомедиана на российский, если можно…

  • Мало били

    Реакция на рассказы о пребывании в колонии, куда отправили Навального, показательная. Многие люди у нас, значит, только сейчас открыли для себя,…