Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Category:

«Контракт рисовальщика» (The Draughtsman’s Contract)


Барочные причуды и пение механического соловья.

«Если французы разбивали сады с математической точностью - откровенно простодушные в их искусственности, - английский парк представляет собой неровную земляную поверхность, на которой театрально расположены кущи деревьев с запрудами, образующими живописные озера. Искусственное создание замышлено так, чтобы выглядеть натурально, спроектировано с продуманной небрежностью и потому родственно английскому кино - другому искусственному созданию, аранжированному на манер естественного». Так когда-то Гринуэй  объяснил время-место-действия «Контракта рисовальщика», задав тем самым границы. От них и пойдем по территории.



Барочный парк – ребус, миниатюрная шкатулка, инкрустированная фигурками позабытых героев и их Богов, со множеством тайничков и замочных скаважин. Маленький театр, где разыгрывается величайшая драма человечества – смерть и жизнь.  Эрос и Танатос. Искусственное тут сливается с естественным, и даже статуи, не отличающиеся от живых людей, норовят подмигнуть, отправившемуся в магический квест Тесею.  Творец этого сада покинул его, а как нам объявят позднее и вовсе – умер, так что разбирайтесь в хитросплетения его лабиринтов сами. И никакая  Ариадна не поможет. Смертные грунуэйевские женщины, в которых рисовальщик ищет черты античных богинь, существа иррациональные - в отличии, от той, внучки бога Гелиоса, они не протягивают путеводную нить, а плетут паутину вопросов.  Но раз настоящий хозяин отсутствует и даже по некоторым сведениям мертв, то его по закону не пустующего святого места, его займет новый - рисовальщик.

Мистер Невилл талантлив, как ему кажется, умен, прямолинеен  и самонадеян.  Беззаботный, рациональный и самодостаточный Нарцисс, видящий в собственном отражении гармонию божественного совершенства. Он расчерчивает мир в правильную сетку квадратов, пытается устранить все мешающие гармонии хаотичные детали, победительно, по-македонски разрезает узлы шнуровки на женском корсете и совсем не хочет считывать многочисленные аллюзии, аллегории и метафоры, которыми его постоянно обескураживают дамы. Рисовальщик не намерен разговаривать на их витиеватом языке, и считает островную Британию, лишенную собственного античного наследия, чистым листом – зачем ему ваши загадки про Персефону, гранаты, ананасы и сливы и вся символьная система европейского искусства вообще? Но грубое прикосновение нарушает  гармонию водной глади, отражение расслаивается, дробиться, корежат сетку видоискателя и Нарцисса накрывает этими волнами. Вода, в которой найдут его тело, как символ неопределенности, неуловимости, хаоса, изменчивости, иррационального женского начала и смерти – вечная героиня фильмов Гринуэй (короткометражка «Жертвы воды», «Отсчет утопленников». Эти женщины до поры, до времени послушно выполнявшие волю творца, больше не изящные марионетки в кружевах на сцене механического театра. Это ожившие античные статуи, стихия…  Ее оскорбленные богини отомстят посягнувшему на их честь лже-демиургу. «По-настоящему умный человек может быть лишь посредственным художником, ибо живопись требует определенной слепоты - умения не замечать некоторых мелочей. Умный же человек обычно понимает больше, чем видит» - усмехается одна из них. Тем не менее, здесь Гринуэй одновременно утверждает возможность познания, и тут же с английским остроумием и склонностью к парадоксам, опровергает сам себя - несчастный рисовальщик с его дотошным вниманием к мелочам, сам того не ведая, подбирается к разгадке тайны ближе всех. Смертному не дано разобраться в калейдоскопе бытия, связать воедино противоречивые факты, человеческие встречи и судьбы опадают осенними листьями в черный поток и костенеют в янтаря. И только камера или внимательный взгляд в видоискатель могут поймать жизнь, а она течет себе черная и ускользает темным потоком неопределенности сквозь судорогой сведенные пальцы.



А ну да – еще музыка.. Музыка, способная увести навечно в мир книксенов и обмороков.







Tags: Беспощадный арт-хаОс, Европа, кино, эстеты рулят
Subscribe

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • Непосредственно Каха!

    "Я на Кинопоиск писать никогда не ходил, но в этот раз точно напишу - кино от народа!" Обзор Бэдкомедиана на российский, если можно…

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments