
- кто-то мне писал, что местный священник не наказан, а сам сошел с ума. Это не так - в последней серии он стоит среди приговоренных. Но этот поп по сюжету, конечно, не ангел, налегал на наливочку и манкировал своими обязанностями, но в этом деле он является типичным стрелочником. Вначале не мог поверить, ведь "барыня святая", а когда увидел целый воз трупов, то поехал головой. В числе наказанных еще умственно отсталый и глухонемой кучер, который мало того, что только помогал прятать трупы, так еще и являлся сам пострадавшим от деятельности Салтыковой - жену-то свою он отказался убить и вообще по сюжету эволюционировал от полуживотного до гордого звания человека, получше многих. Те, кто остался на свободе при всех чинах и провел это расследование, назначив стрелочников, гораздо-гораздо хуже их - один взяточник, а другой педофил, насиловавший крепостных мальчиков и поэтому бывший у Дарьи на крючке. В последней сцене на экзекуции дамы еще шепчутся про этого педофила - "Это Кобзарев, это он открыл нам всем глаза на происходящее", (что как бы сильно не так).
- по фильму Салтычиха убила еще своего соседа (единственный положительный персонаж среди помещиков) и подожгла ему дом. Что было повешено тем же Кобзаревым на его крестьян - "да вольнодумец он, совсем своих крестьян распустил, говорили же ему, что их надо в ежовых рукавицах держать, но ничего, мы разберемся и всех накажем". Поскольку этот эпизод не фигурирует в приговоре Салтыковой, надо думать, что расследование будет проведено "как надо", теми же самыми высоконравственными людьми и теми же самыми методами.
- прекрасно в лучших традициях Салтыкова-Щедрина показано местное дворянство, которое пиздит людей, ходит на бои мужиков с медведями (Троекуров-стайл детектед), посылает просящих о заступничестве женщин, которых гоняли гайдуки, а потом уже после раскрутки дела сокрушается об участи несчастных крепостных Салтычихи и какая же она все-таки гадина.
- в образе некоего Ермолая хорошо продемонстрирована опричнина головного мозга и охранительство 80 уровня, когда уже даже все гайдуки начали потихоньку понимать, что барынька-то "таво" и дело пахнет керосином, он продолжает оправдывать полное безумие и утверждать "Да что вы не верите в нашу барыню, барыня то ого-го-го - всех держит, все у нее в руках". Он ее еще и до последнего спасти пытался, ведь не могла же барыня ошибаться.
- очень понравилась сцена, где этот Ермолай схватил сестру сына Салтыковой (незаконнорожденную и крепостную), а мальчик за нее заступился - "Это моя раба и ты тоже, я тут хозяин и все здесь мое, отпустил ее и свалил отсюда". Нереалистично, конечно (вряд ли такой маленький ребенок мог проявить столько осознанности и знания человеческой психологии), но он как-то понял, что надо разговаривать жестко и четко с позиции сильного (коим не являлся по сюжету). Если бы он стал ныть "отпусти сестренку, пожалуйста", то это бы не прокатило. Очень точно подмечено, ибо для людей, вроде Ермолая, привыкших разговаривать только с позиции силы - это часто единственный доступный уровень общения. Виктимное поведение, поклоны, кидания в ноги со слезами, просьбы, мольбы, увещевания, апелляция к логике и здравому смыслу в сериале, как и в жизни работали гораздо хуже, а часто только провоцировали и, в конечно счете, легитимизировали агрессию.
- дебаты о крепостном праве при дворе, где один придворный говорит об издевательствах другого над крепостными и содержании гарема, тот отпирается и говорит "У нас тут не Европа, чтобы его отменять". Екатерина-матушка это все слушает вполовину уха и думает явно о другом, а потом лепит что-то вроде "Ой, я так устала от вас" показательны. Ей же вообще ультрафиолетово, что там у подданных да как, а процесс над Салтыковой был образцово-показательным и связан с личной заинтересованностью (из-за письма по фильму и по политическим причинам в реальности). Потом "просвещенная императрица" вообще запретила жалобы от крепостных принимать (показано в фильме), ибо не фиг, хай Богу жалуются.
В общем, довольно неверноподданическое кино, со знанием психологии и реалий сделанное. "Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала" ("Путешествие из Петербурга в Москву"). А теперь тру-стори:

Была ли Настенька такой уж чувствительной, нежной и сердечной женщиной? Вряд ли. Она была отмороженной психопаткой и садисткой, что эта ваша Салтычиха. Просто в отличие от законной жены Аракчеева, Натальи Хомутовой, которая уехала обратно к матери спустя год совместной жизни в этой атмосфере дурки, экс-крепостная Анастасия, купленная графом в возрасте 16 лет, прекрасно поняла, что единственная форма любви, которая нужна Аракчееву - это валяться в ногах, рабски угождать и по-собачьи выслуживаться. Как служил царю сам Аракчеев, предпочитая побыть царем и богом хотя бы в частной жизни. Чистая психиатрия и даже немного ветеринария. Это принесло плоды - так Минкина стала дворянкой Шумской, женщиной, перед которой заискивали аристократы, в надежде, что она замолвит словечко, и правой рукой Аракчеева по части управления его имения Грузино, ставшего мини-воплощением аракчеевской утопии (уж какие люди, такие у них и утопии). Свои унижения Минкина компенсировала за счет издевательств над другими. Известно, например, что она доводила до самоубийств даже взрослых мужиков (Синицын, Стримилов), но вообще в качестве главных жертв обычно выбирала молодых красивых девушек, что как бы симптоматично.
Эта садомазо любовная идиллия двух психопатов была прервана руками 20-летнего повара Васи Антонова, который 10 сентября 1825 оказался в спальне Минкиной и перерезал ей горло в качестве мести за свою сестру Прасковью, которую "чувствительная" Настенька избила до полусмерти батогами и сожгла ей лицо щипцами для завивки волос.
По злой иронии судьбы Аракчеев узнал о смерти любимой игрушки от капитана по фамилии... Кафка (нет, ну серьезно Кафка: "ответ капитана был обескураживающе-простодушен : "Не нужно никакой помощи, Ваше Сиятельство, голова осталась на одной только кожице"). Конечно, тут пациент испытал целую гамму чувств - плакал, истерил, писал письма царю Александру о выходе в отставку. До тех пор, пока не получил в свои руки все следствие и особые полномочия. В итоге брата и сестру Антоновых запороли насмерть. "За компанию" приговорили к порке и ссылке еще кучу людишек. Некая Фомина умерла спустя несколько дней после экзекуции. В деле присутствовал еще один позитивный герой по имени Вася - штабс-капитан Василий Лялин, который отказался пороть беременную крестьянку Дарью Константинову, сочтя весь этот процесс каким-то издевательством и сраным стыдом. Хотя это и не помогло, ибо Константинову все равно выпороли и отправили по этапу, а Лялина сочли злоумышленником, арестовали и лишили чина.
Уже потом, разбирая бумаги и вещи, Аракчеев узнал, что "верный друг" Настенька была не такой уж верной, ибо ему изменяла, играла на разные стороны и брала взятки в каких-то слоновьих масштабах, чем, конечно, его здорово компрометировала. Хотя какая уже была разница..."Бляди грошевой солдат" (это не я, если что, это наше все Пушкин)
А вся эта история о том, что постановка вопроса "кто выше, кто сильней, кто снизу, кто сверху" вредна, ибо по определению не должно быть никаких рабов и никаких господ, а одни токмо товарищи. Кстати, с праздником.
Journal information