Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Дневник горничной / Journal d'une femme de chambre, 2015

«Снаружи — роза, а внутри — гниль… Они не могут держаться на ногах, не могут ходить, не могут жить без поясов, без бандажей на животе, без пессариев. Сколько тут тайных ужасов и сложных механизмов… И это не мешает им чувствовать себя превосходно, когда они бывают в обществе. Наоборот! Как они кокетничают, флиртуют по углам, выставляют напоказ свои разрисованные прелести, как стреляют глазами и вертят хвостом! А настоящее им место в банке со спиртом».

Эпоха Октава Мирбо, которого очень любил наше все Лев Николаич Толстой, было временем революций и реставраций, зарождения новых идеологий и разложения старых принципов. Временем воли к власти, попрания человека, внутреннего разорения и предчувствия того дня, когда, казалось созданная на века, Третья Республика падет от одного удара кованого сапога. Сам Мирбо до этого уже не доживет, но его роман «Дневник горничной» - это обличение Belle Époque и прозрение всех великих катаклизмов ХХ века. Фильм Бенуа Жако ругали в первую очередь за то, что это произведение уже дважды экранизировали классики французского кинематографа Ренуар и Бунюэль, поэтому версия 2015 года не добавляет к восприятию ничего нового. Очень жаль. Потому что обе старые экранизации серьезно отрываются от текста, полемизируя с ним. По большому счету, это самостоятельные произведения с гуманистическим смыслом и гораздо более оптимистичным, чем у Мирбо, взглядом на человеческую природу, где от самого «Дневника» остается только время-место действия и имена ключевых персонажей.
Особенно это хорошо видно по фильму Ренура, который он снял уже в Америке, видимо следуя пожеланиям заказчика. Получилась настоящая сказка про Золушку, которая добилась своего счастья. Сцена, где Селестина раздает серебро с повозки – это уже какой-то апофеоз доброты, которая лилась полтора часа с экрана на зрителя. Все негодяи будут наказаны, любящие сердца соединятся, и будут жить долго и счастливо. Увидеть во всем этом желчность оригинала невозможно даже под микроскопом, но Голливуд 40-х явно нуждался в таких розовых очках.
Экранизация Бунюэля уже ближе к сути. Исчезают намеки на то, что речь идет о дневнике, но преобладают мрачные тона и темные стороны человеческой натуры. Жанна Моро в главной роли похожа на себя же в «Мадемуазеле» Тони Ричарсона, но у нее есть ниточка, которая не дает ей разорвать со всем «слишком человеческим» и окончательно потерять себя – несмотря на весь свой цинизм, она по-матерински нежно любит маленькую Клару.

В версии Жако нет места человеколюбию и спасительным иллюзиям, которые суть есть нас возвышающий обман. Ибо она буквально следует и букве и духу романа, когда-то ставшего пощечиной общественному мнению. В кадре маленькие люди, недоговоренности, некоммуникабельность и жизнь «Прекрасной эпохи», поданная с изнанки, где она не кажется столь уж прекрасной. Искусственная красота, поддельные чувства, безысходность, унижение и скрытое психологическое насилие, которое тем страшнее, что не принимает форм первобытной резни. Жесткая классовая иерархия, где молодая прислуга в наиболее уязвимом положении, в самом низу социальной лестницы. Селестина умна, хороша собой, наблюдательна и иронична. Ее заметки о затянутом в тугой корсет мире безжалостны и неутешительны. Гордость – и враг, и друг Селестины. Гордость мешает ей быть хорошей прислугой или стать проституткой. Гордость ломает, но гордость подсказывает цели, смыслы и средства – когда-нибудь однажды стать самой госпожой и владелицей лавочки. Фильм 2015 года, как и роман в свое время, потому многим и не нравится, что в изображении аристократии и приходящей ей на смену буржуазии, можно увидеть то дерьмо, которое есть во многих. Дело не в моральных дилеммах – преврати общественное устройство в инструмент прессинга и те, кого прессуют, будут по инерции передавать силу нижестоящим, или выбьют снизу поршень. Другую модель поведения им просто неоткуда взять. Рыба гниет с головы, но низшие классы являются полноценным отражением пороков высших. Только без их ресурсов и власти. Но националистические предрассудки, смешавшись с мечтами о господстве, приведут маленького, задерганного, но привыкшего к подчинению, человека к новым идеям, от жуткости которых будут рассыпаться кости в прах. Дайте ему возможности, скажите куда идти и посмотрите, что будет. Диктатура мелких лавочников – вот что, но об этом много писали уже другие авторы.
Tags: Кино, Франция, книжечки
Subscribe

  • "Framing Britney Spears", 2021

    Вы разочаровали многих людей, в том числе лично жену губернатора Мериленда"(С) В феврале этого года The New York Times выпустили большой…

  • "Черное зеркало" по-нашему

    Узнала о существовании в глубинной России "треш-стриминга" - это когда над человеком издеваются за донаты. Лучше бы не знала и жила в…

  • "Людоед" (1992 г), реж. Геннадий Земель

    Скрин - реакция зрителя на фильм "Людоед" 1991, подлинный отпечаток своего безумного времени на пожелтевшей пленке "Свема". По…

  • За шо боролись..

    Представьте себе трагедию человека, который стоит у истоков правого движения за консервативную революцию, читает Генона и Элиаде, пишет длинные…

  • О насущном.

    Уже который раз наталкиваюсь в сети на обсуждения, которые всей меня поражают своей глубиной и развернутостью при общей высосанности из какого-то…

  • Не могла не написать об этом

    Один "уважаемый историк" и член РВИО Сир Бонапартий Соколов был склонен к агрессии и спал собственными студентками. Что привело к крайне…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments