Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Category:

Сила мечты / L’utopie des images de la Révolution russe (2017), Эммануэль Амон

Шкловский писал: «Квартира, оседлость, судьба взяты с минусом. Нет ничего печальней судьбы. Если спросить в деревне, особенно у женщин, как называется соседняя деревня, они часто не знают. Их судьба прикрепила к избе мычанием коровы. Мы жили до революции прикованные к судьбе, как невеселые греческие губки ко дну». Но революция отменяет судьбу, отвязывает поводок детерминированности, открывает двери и вытряхивает из уютных квартир на улицы - это может не совпадать с чьими то желаниями, а может и совпадать. «Езжай куда хочешь, открой школу суфлеров для Красного флота, читай теорию ритма в госпитале, – слушатели найдутся. У людей тогда было внимание. Мир отчалил с якорей. Мне тридцать четыре года, и многие из них я помню. И я бы хотел переставить память о двух-трех годах своей жизни вперед и увидать снова то, что мы называем военным коммунизмом. Даже с ночными пропусками и патрулями на улицах город был голоден, но свободен».


Так выходец из купеческой среды становится известным режиссером Львом Кулешовым. Так сын англичанина, владельца типографии Борис Барнет записывается в Красную Армию, а потом тоже становится режиссером. Как и сын архитектора, студент Института гражданских инженеров Сергей Эйзенштейн. Перемена участи вела даже к перемене имени. Так Давид Кауфман, сын букиниста из семьи религиозных евреев стал Дзигой Вертовым. Так Владимир Бреслав, сын столяра из бедного еврейского местечка, еле разговаривающий по-русски, стал Фридрихом Эрмлером («Дат рождения у меня три: 1898 год, когда я появился на свет; 1919 год, когда я вступил в партию; 1923 год, когда я начал работать в кинематографе»). Отречемся от старого мира! Героями нового искусства стали прежние статисты, все те, кто существовал раньше на периферии истории. Дореволюционный кинематограф, описанный Мандельштамом в 1913 году: «А он скитается в пустыне/ Седого графа сын побочный./ Так начинается лубочный/ Роман красавицы графини». Между тем, 80% населения страны – крестьяне, которые не знают, о чем писала Татьяна Онегину и кто такой Чацкий. Но толпы выходят на улицы, в движение приходят массы, а, значит, они становятся главными действующими лицами литературы, живописи и только зарождающегося кино. «Это убьет то».
Французский документальный фильм «Сила мечты», показанный в этом году в Венеции – кино о том, что искусство подобно винтовке, как говорил Годар (в 1967 вместе с Жан-Пьером Гореном он создаст группу «Дзиги Вертова»). Еще шла Гражданская война, и не хватало не только хлеба, но и пленки, а они уже снимали кино. Искусство любого общества вообще хороший маркер. Когда появляется какая-нибудь сила, то есть смысл присмотреться к их собственной культуре - что они могут предложить в качестве убедительной и яркой художественной картинки желаемого будущего. Те, кто сами верят в то, что проповедуют и понимают, чего к чему стремятся, порождают убедительное искусство. Если это есть, то и хлеб рано или поздно появится. Если нет, то дело плохо.
Советские авангардисты шли на ощупь, но только вперед – у них не было образования, они не знали как снимать. Эрмлер иронизируя над своей неграмотностью, говорил, что во время работы в ЧК каждый раз задумывался, как писать слово «расстрелять» - через «А» или через «О» (уже потом, правда выяснится, что никакими расстрелами, ни через «А», ни через «О» он занимался, а сидел на чисто на административной должности – эти люди создавали миф о времени и себе, апокриф, новую космогонию) Но это не беда – значит надо придумать собственные правила или без них обойдемся. «Когда революция, тогда нет объективных условий» Андрей Платонов «Чевенгур». Все искусство того времени пропитано этой непоколебимой уверенностью, что нет объективных условий и судьбы. Можно создать нового человека, свободного от привязанностей и пороков старого, можно даже повернуть время вспять и поднять из мертвых, как воскрешает жертв войны Барнет в фильме «Окраина» или Эйзенштейн уже три года как мертвого Ильича в «Октябре». Эпоха сильных, не прячущихся в иллюзии только одного выбора, как оправдании слабости. Поколение мечтателей, намного опередивших свое время, одновременно его достовернейше запечатлевших.
ЗЫ Фильм еще будет в прокате – жителям Москвы и Петербурга сходить рекомендую, еще будут сеансы. Я была на премьере в «Октябре» - очень мощные впечатления именно на большом экране. Кстати, ограниченный прокат французского(!) фильма к юбилею Революции на родине Революции, пока тут трут за «Матильду» - это тоже как бы маркер происходящего в культуре и вообще.
Tags: Кино, СССР, Франция, документальное, немое
Subscribe

Posts from This Journal “документальное” Tag

  • "Framing Britney Spears", 2021

    Вы разочаровали многих людей, в том числе лично жену губернатора Мериленда"(С) В феврале этого года The New York Times выпустили большой…

  • «Листьев. Новый взгляд» Родиона Чепеля (2020)

    Двухсерийный фильм-расследование (доступно на Кинопесике) про то, кто убил... — ну вы понЕли. На странице в Википедии список фильмов и книг,…

  • "Кровь и почва" российской пропаганды

    Благодаря скандалу с ФБК и Уткиным только и узнала, что еще в далеком 2013 году Владимир Рудольфович Соловьев снял фильм «Муссолини.…

  • Штурм Зимнего. Опровержение

    Продолжаем знакомится с освещением революционных событий на родине Революции. К предыдущему юбилею было ЭТО - "документальный" фильм о…

  • Советская история / The Soviet Story (2008)

    Документальный фильм из самого сердца прогрессивного человечества от латвийского режиссера Эдварда Шноре, снятый на деньги «Союза за Европу…

  • Человек с киноаппаратом // 1929

    Жить – значит оставить после себя след на Земле. Советская версия бессмертия. Человек с киноаппаратом (на самом деле, его сыграл брат…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment