Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Объединенная Красная армия /Jitsuroku Rengo Sekigun: Asama sanso e no michi/ 2007, Вакамацу

Начало с документальными кадрами и подробным рассказом об истории протестов и Рэнго Сэкигун, японском аналоге RAF, можно было бы счесть затянутой, но она совсем не лишняя для понимания, что вообще происходит в художественной части, и как можно было до этого дойти. Первые студенческие митинги против повышения платы за обучение - разгоны. Антивоенные демонстрации – разгоны. Открывается отчет жертв полиции и начинается ответный революционный террор. Создание боевой организации, эксы. Бывшие студенты-интеллектуалы, которые недавно размахивали плакатиками «за мир», превращаются в бойцов герильи. Где-то горит Вьетнам, протесты во Франции и в Америке, революция там, революция здесь. Пламя партизанской войны на Западе перекидывается на Восток. Мысль этой части проста и понятна – уродливые системы отношений дублируют друг друга, а насилие порождает насилие. Как собака рождает собаку, просто потому, что в силу своей природы не может родить котега. Но то, что происходит дальше, вообще плохо укладывается в голове европейского зрителя.

Часть бойцов скрывает на базе в горах, где готовится к предстоящей революции. Но наши руки не для скуки. Радикализация настроений произошла не только во вне (по отношению к государству, к полиции), но и внутри самих членов. Паранойя нарастает и предварительно вычистив предателей общего дела (или гипотетических предателей), руководство партии начинает искать уже среди проверенных членов «контрреволюционных элементов», «сталинистов» и просто всякую мелкобуржуазную сволочь. А таковым по тамошним меркам мог быть засчитан каждый первый. Местами доходит до смешного в черноюморном понимании, но в целом скорее жутко. Такого фанатизма вкупе с идиотизмом не было же больше нигде – ни у РАФ, ни у левых эсеров. Нечаевщина 80-го уровня. И возникает вопрос – почему столько людей с почти военной подготовкой, у которых хватало яиц сражаться с полицией на баррикадах (там еще и незаконченное образование было в наличии, а в студенты не берут людей, лишенных головного мозга), позволили так над собой издеваться и перебить по одному? Вместо того, чтобы сговориться и распатронить лидеров, кои состоят из одной девушки и одного парня. Поневоле приходит мысль о том, что японцы со своим специфическим отношением к жизни и смерти, конечно, инопланетяне крутые и могут делать вещи, но в революцию пока не могут. Закрытая островная, проникнутая духом милитаризма и консерватизма культура породила особую ментальность, основанную на дисциплине, строгой иерархичности, патриархальности, самопожертвовании. Поэтому, даже порвав с государством, семьей и традицией, эти молодые парни и девушки вынуждены воспроизводить ту же систему отношений, только внутри себя.
Правда, Кодзи Вакамацу бы вряд ли согласился с таким выводом, что «японцы и Революция – явления несовместные». Как непосредственный участник леворадикального движения, он скорее пытается проанализировать ошибки и понять, что сгубило это поколение двадцатилетних, читавших Маркса, достаточно веривших в свое дело и умевших обращаться с огнестрельным оружием. И тут становится понятно, что человеческое, слишком человеческое, а не специфически японское, движет ими всеми. Одна из основных причин – заведомо неподходящие люди во главе организации, которые под левую риторику заняты скорее решением своих личных проблем (хотя по уму, там вначале следовало психиатра посетить). Уместно вспомнить слова Наполеона: «Лучше стадо баранов под предводительством льва, чем стая львов под предводительством барана». Мори, лидер группы, в начале фильма сбегает с акции, но его прощают, дескать, струсил, но ок, с кем не бывает? Когда самых буйных вожаков пересажали, он завоевывает авторитет обратно и становится главным, который сам уже никого не простит, спроецировав, таким образом, неприятие от собственного поступка на окружающих. С девушкой все еще более прозрачно. То, что в центр ее внимания попадают в первую очередь другие девушки, а первой жертвой, подвергнутой «самокритике» становится по сюжету самая красивая из них («а ты зачем длинные волосы носишь, ты сюда мужиков пришла кадрить что ли?»). Потом та, у которой начинался роман с одним из членов, потом беременная. Явно не случайная цепь совпадений. Это обычная женская зависть и попытка самоутвердиться путем третирования лучших (или более счастливых – у самой Нагаты явно не все в порядке с мужем и потом это еще всплывет).
Такого рода отношения, основанные на самоутверждении – это не специфически японская тема. Такое часто возникает в закрытых коллективах, где люди вынуждены проживать бок о бок в одном месте круглосуточно (например, в армии или тюрьме), не связанные с выполнением какой-то увлекательной работы, и предоставленные по сути самим себе. Давно известно, что солдаты или зэки, если их не трогать, такой ад на земле с кучей дополнительных правил, кастовой системой и прессовкой членов способны создать, что никакое государство с этим столь эффективно не справится. «Повелитель мух», ага. То, что у этих ребят все более радикально проходило, чем на обычной зоне, так на то они и радикалы. Когда группа бойцов оказывается без вожаков, осажденные полицией в маленькой гостинице, то они какое-то время по инерции продолжают вести себя так же, как когда они жили на базе («каждое печенье, которое ты съел – это символ контрреволюции!»), но все проходит уже существенно мягче. Те же самые люди внезапно начинают проявлять адекватность, заботу о друг друге (даже о заложнице) и (наконец) вести себя, как сплоченный военный коллектив, а не кучка отмороженных гопников-дегенератов со характерными развлечениями «зачмори ближнего». Там же реальные бои, реальные враги за дверью в виде полиции, нет смысла придумывать дополнительных. В общем, миром правит Повелитель мух, это он раздает социальные роли. Поэтому борьба за свободу должна начинаться с себя, бонзай!

PS По теме:
- Интервью с Кодзи Вакамацу на русском о Красной армии Японии и Мисиме
- Кино про немецкий РАФ
Tags: Кино, Япония
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

  • Der goldene Handschuh («Золотая перчатка») Фатиха Акина, 2019

    Гамбургский бар «Золотая перчатка», основанный знаменитым боксером Гербертом Нюрнбергом (отсюда и название) в районе Санкт-Паули, рядом…

  • «Hamilton» (Гамильтон), 2020

    Еще немного о культуре загнивающего Запада. Вот он, наверное, лучший мюзикл 21 века. Казалось бы - как можно рассказать о судьбе первого министра…

  • Братья Систерс (The Sisters Brothers), 2018

    Судя по названию должна была бы быть комедия, но на самом деле вполне серьезный неовестерн про поиски метафорического золота. Точнее по фильму ищут…

  • "Пиноккио" / Pinocchio, 2019

    Посмотрела кино Маттео Гарроне, которого я помню по отличным «Страшным сказкам» - «Пиноккио» 2019 года. Я не читала книгу…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments