Как обычно бывает у Муратовой, герои долго молчат, а потом взрываются словесным потоком, повторяют каждую фразу по несколько раз. Обычно это что-то вроде «Как же вы мне надоели, пропадите все пропадом!» и «Дайте денег». В той истеричной монотонности, от которой во времена Чехова было принято кончаться от апоплексического удара или травиться ядом. Но различия с концовкой ранней пьесы А.П. «Татьяна Репина» по части участи главной героини, все-таки позволяет надеяться на то, что ноль человечеству ставить пока рано, как и вешать на Киру Георгиевну клеймо «мизантропа».
Вербальное многоголосье «Чеховских мотивов», когда разговаривают все разом и никто никого не слушает, демонстрирует кризис коммуникации и тотальную невозможность трансляции ценности посредством языка. Но ведь показанная манера так напоминает детей (в фильме и показано, как то же самое делают дети), когда они только учатся разговаривать, постулируя собственную ценность и вырабатывая ритуал общения. Что делать в современном Вавилоне, если мы не знаем языков друг друга, как остановить словесный огонь на поражение из пулемета? Слушать!
Journal information