Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Нибелунги /Die Nibelungen/: "Зигфрид", "Месть Кримхильды" ("Siegfried", "Kriemhilds Rache") 1924

Однажды все самые отвратительные и кровавые истории прошлого застынут, как муха в янтаре, красивым мифом. То, что когда-то жгло, мучило и истирало кости в прах обратится гербарием полустертых, обрамленных золотом воспоминаний. Теперь мифом может пользоваться кто угодно, как мечом Зигфрида, но все-таки он живет по собственным законам, не соприкасающимся с нашей обыденной повседневностью. В 1933 дипломированный германист доктор Геббельс в своем выступлении перед немецкими кинематографистами, назвал «Нибелунгов» фильмом, оказавшим на него наиболее мощное воздействие. Фрица Ланга, который в том же году навсегда уехал из Германии, в аккурат после прихода к власти «мелких лавочников»(тм), возомнивших себя нибелунгами под управлением одного ефрейтора, такое признание вряд ли могло порадовать. В реальности то сверхчеловеское при общем дефиците человеческого все же как-то крайне погано смотрится. Если разобраться, то кино тоже именно об этом, уж непонятно, чего там так пробрало психопата Йозю. Хотя нет, понятно..

Зигфрид Кракауэр, который в своей известной книге «От Калигари до Гитлера», убедительно описывает, как культура еще Веймарской республики была проекцией общественных настроений Германии (побежденной, сломленной и одержимой жаждой мести за свое унижение), разумеется, не мог пройти мимо темы:

«Призрачные томления немецкой души, для которой свобода была роковым потрясением, а незрелая юность — вечным соблазном, облекшись в человеческую плоть и кровь, вышли на арену нацистской Германии»
«Перед нами полное торжество орнаментального над человеческим. Неограниченная власть выражается и в тех привлекательных орнаментальных композициях, в которых расположены люди. То же самое наблюдалось при нацистском режиме, который проявлял склонность к строгой орнаментальности в организованном построении человеческих масс. Всякий раз, когда Гитлер разглагольствовал перед народом, он видел перед собой не сотни тысяч слушателей, а гигантскую мозаику, сложенную из сотен тысяч человеческих частиц. "Триумф воли", этот официальный гитлеровский фильм о нюрнбергском съезде нацистской партии 1934 года, свидетельствует о том, что, создавая свои массовые орнаментальные композиции, нацистские декораторы вдохновлялись "Нибелунгами" Фрица Ланга»
Дальше в книге про царство Аттилы. Только вот настоящими сверхчеловеками выглядит даже не Аттила, не Хаген, и даже не Зигфрид, а Брунхильда и Кримхильда (у Вагнера они фактически слиты в одну) – женщины из стали и воли, жестоко наказавшие своих обидчиков (а заодно еще кучу народа и себя). Броня, в которую одели свои души и сердца эти героини, оказалась столь крепка, что расплющила их самих. Обе истории закручиваются кольцом в очередную победу зла.
Но разве «Нибелунги» только о том, что каждая эпоха - молотильня жизней? Нет. Как это ни странно, каждый персонаж вызывает не только ужас, но и сочувствие вперемешку с уважением. Жалко Зигфрида (ну это понятно).«Заржавело твое золото. И повсюду на нем пятна». Кримхильду жалко с самого начала второй части, даже когда из обычной женщины она превращается в чудовище, одержимое местью. Жалко короля Гюнтера, который предав одного друга, мучается и не может пойти на повторное предательство. Жалко Аттилу, который, всего лишь любил жену и сына, хотел «нормальную семью», а потом понял на какую лютую психопатологию подписался. В конце концов, даже конченный ублюдок Хаген начинает вызывать какую-то симпатию и уважение своей несгибаемостью.
Не стоит забывать, что это экранизация средневекового эпоса, а каждый эпос, даже если он далек от привычных христианских понятий о добре и зле, полон не только темного, но и светлого начала. То, какими мы не должны быть и какими мы быть не должны. Обаяние окончательности времен, когда деревья были большими и люди большими, которые больше не повторятся. Хотя вряд ли они были когда-то такими на самом деле, но это же миф! Песнь по утраченному, поднимающая над ужасами настоящего. Гимн величию человеческого духа, цельным героям, которые даже будучи, мягко говоря, неположительными, остаются все-таки великими. Отражение той особенной германской ментальности, которая уходит корнями и к саге о Зигфриде, и к легенде о Фаусте, и к Ницше немецкому романтизму, Фихте, развивавшихся в пику идеологии Просвещения.
Эта одна из ветвей немецкой мысли, основанная на стихийности, и отбрасывающая этический и сознательный подходы (разум враждебен к стихии, ибо стремится к ее обузданию, об этом еще Шпенглер писал). Идея ее в том, что немцы – великий духовный народ. Но у них всегда было мало земли (после потери колоний и Первой мировой это стало особенно острым), поэтому проживая на маленьком европейском пяточке, немецкий дух тянется ввысь и вширь, стремясь объять Космос. Начиналось красиво. Во что это все эволюционировало (деградировало) тоже известно – «Курки, млеко, яйки. Фюрер даст нам на Востоке землицу с крестьянами после войны». Императрица степей Кримхильда в чрезмерно огромном пространстве растет, раздувается, становясь ломкой и хрупкой. Ее тело привезут в Вормс и похоронят в родной земле – такой же, какую она хранила при себе, отправляясь в царство Аттилы. «Возьмите мое царство / И возьмите мою корону /Нам не нужно твое царство / Нам не нужно твое царство / Твое царство - яма в земле сырой / И корона твоя - из клена».

Tags: Кино, кино и немцы, немое
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

  • Der goldene Handschuh («Золотая перчатка») Фатиха Акина, 2019

    Гамбургский бар «Золотая перчатка», основанный знаменитым боксером Гербертом Нюрнбергом (отсюда и название) в районе Санкт-Паули, рядом…

  • «Hamilton» (Гамильтон), 2020

    Еще немного о культуре загнивающего Запада. Вот он, наверное, лучший мюзикл 21 века. Казалось бы - как можно рассказать о судьбе первого министра…

  • Братья Систерс (The Sisters Brothers), 2018

    Судя по названию должна была бы быть комедия, но на самом деле вполне серьезный неовестерн про поиски метафорического золота. Точнее по фильму ищут…

  • "Пиноккио" / Pinocchio, 2019

    Посмотрела кино Маттео Гарроне, которого я помню по отличным «Страшным сказкам» - «Пиноккио» 2019 года. Я не читала книгу…

  • «Листьев. Новый взгляд» Родиона Чепеля (2020)

    Двухсерийный фильм-расследование (доступно на Кинопесике) про то, кто убил... — ну вы понЕли. На странице в Википедии список фильмов и книг,…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

  • Der goldene Handschuh («Золотая перчатка») Фатиха Акина, 2019

    Гамбургский бар «Золотая перчатка», основанный знаменитым боксером Гербертом Нюрнбергом (отсюда и название) в районе Санкт-Паули, рядом…

  • «Hamilton» (Гамильтон), 2020

    Еще немного о культуре загнивающего Запада. Вот он, наверное, лучший мюзикл 21 века. Казалось бы - как можно рассказать о судьбе первого министра…

  • Братья Систерс (The Sisters Brothers), 2018

    Судя по названию должна была бы быть комедия, но на самом деле вполне серьезный неовестерн про поиски метафорического золота. Точнее по фильму ищут…

  • "Пиноккио" / Pinocchio, 2019

    Посмотрела кино Маттео Гарроне, которого я помню по отличным «Страшным сказкам» - «Пиноккио» 2019 года. Я не читала книгу…

  • «Листьев. Новый взгляд» Родиона Чепеля (2020)

    Двухсерийный фильм-расследование (доступно на Кинопесике) про то, кто убил... — ну вы понЕли. На странице в Википедии список фильмов и книг,…