Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Леди Макбет /Lady Macbeth/ 2016

«Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда» Н.Л.
 Интересная рекурсия идей – «Макбет» Шекспир, «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, и снова возвращение на историческую родину. Это хорошо, что действие перенесли в викторианскую Англию, а то читать бы нам еще стопицот невротизированных постов о том, что «англичане русофобят, снимая столь очернительские пасквили» или «в этой стране(ТМ) всегда вот так, все правильно показали – нелюдь на нелюде». А так получился англофобский готический триллер со старой усадьбой, пустошами в стиле «Wuthering Heights» и страшным низким небом, которое наваливается всей своей тяжестью на персонажей.

Изменения коснулись не только декораций и антуража, но и всего остального. Главная героиня теперь настоящая леди – не купчиха, а сельская аристократка (девочка-актриса, которая ее играет - молодец, далеко пойдет). По словам режиссера, они специально ужесточили обстоятельства ее жизни до встречи с любовником, чтобы зритель сопоставляя себя с героиней, мог подумать, а что бы он сам сделал в этой ситуации. Жизнь Катерины Львовны Измайловой, конечно, тоже счастливой не назовешь – и нелюбимый муж в два раза старше ее, и бесконечные упреки на тему «баба должна рожать», и «скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками». Те, кто смотрел каноничную советскую экранизацию с Натальей Андрейченко, помнит, как она постоянно зевала в начале фильме. У Кэтрин из британской адаптации вообще сущий ад. Она не зевает, она засыпает – клюет носом за столом, дремлет на кушетке, постоянно впадая в какое-то оцепенение, чтобы максимально отстраниться от происходящего. У Катерины Измайловой из Мценского уезда муж просто старый и неласковый, но, в общем то обычный для того времени-среды муж, и он не творит нечего особо инфернального. В новом фильме же подчеркивается, что муж Кэтрин женился по решению деспотичного отца и для него это в общем то такое же насилие, как и для нее, поэтому он будет вымещать злость за несвободу выбора, только не на отце, а на своей юной жене.

"Леди Макбет Мценского уезда" Романа Балаяна, 1989
Максимально регламентированное бытие, живущей по строгому распорядку усадьбы. Комнаты, как клетки, которые давят на леди, типичное «дитя природы» еще больше, чем свинцовое небо.
Визуальный ряд, кстати, вдохновлен произведениями датского художника Вильгельма Хаммерсхея, которого в фильме цитируют чуть ли не покадрово.

Все показано на уровне физиологии – душит корсет, сковывает одежда, саундтрек заменяет тяжелое сдавленное дыхание Кэтрин, ежедневное расчесывание, как форма пытки (служанка Анна придерживается теории «Христос терпел и нам велел», ну так она и сама еще пострадает за эту позицию). В жизни Кэтрин появляется конюх Себастьян и начинается освобождение. Отравив, как и у Лескова, свекра грибами, леди без корсета, в одном халате, завалившись в кресло с ногами, завтракает после бурной ночи. Но однажды поставивший вопрос «тварь я дрожащая или право имею» стремится не столько к свободе, сколько к власти. Ведь свобода не бывает индивидуальной и выстроенной на насилии. Именно власть, повышение своего статуса и продвижение по социальной лестнице – основной лейтмотив и у Шекспира, и у Лескова, и в новом фильме.
Концовка совсем не по Лескову, преступление остается без наказания. Книжный месседж о том, что любимый и близкий человек может предать, причем сделает это даже с большей жестокостью, чем посторонний, поэтому «все ради любви», пожалуй, переоцененный тезис, оборачивает уже не против самой Кэтрин, а против Себасьтяна. Слова «я за тобой хоть на край света, на костер, на крест, на смерть, на небеса» оказались благополучно забыты – пережив арест возлюбленного, уйдя ото всех обвинений и попутно подставив прислугу, Кэтрин остается на свободе, единоличной владелицей поместья. На первый взгляд это может показаться абсурдным – вся округа сплетничала о романе госпожи с конюхом, у нее были все мотивы, в отличии от этой прислуги Анна (Кэтрин смогла сбрехать только про наличие у прислуги мотивации для двух убийств, но не для третьего). Но по словам режиссера, второго наследника (по фильму - незаконнорожденного сына хозяина), как и Анну, сделали чернокожими, чтобы показать незаинтересованность следствия в этом деле и то, что в таких случаях поверят скорее белой аристократке, чем ее черной служанке. Интересно еще и то, что бабушка мальчика, пробившаяся из «грязи» благодаря внуку-наследнику, встала на сторону Кэтрин, хотя в отличии от прочих была заинтересована в раскрытии дела. Это вполне в традициях 19 века, да и сейчас, собственно, тоже недалеко ушли – считать низшие классы априори более порочными. Судя по тому, что она высказывается о конюхе в стиле «а кто вообще пустил это чумазое быдло в дом и разрешил ему разговаривать?», она уже давно ассоциирует себя с высшими слоями, хотя сама то из тех же кругов, что и конюх с Анной. То есть, бабушка вопреки здравому смыслу предпочла классовую солидарность расовой. И это типичное поведение, психологически обусловленное и объяснимое.
Тем не менее, не наказав Кэтрин «по букве закона», новая экранизация сообщает зрителю то же самое, что и произведение Лескова (режиссер сказал, что сочувствует и симпатизирует нашей леди Макбет, как сильной женщине, но не оправдывает и не одобряет ее методы). Репрессивное дегуманизированное общество выращивает безжалостных чудовищ, как цветы в оранжерее. Бывшие жертвы могут ответить, причем иногда и непропорционально.. В каких-то рамках, это, наверное, правильно, ведь свойство живого организма уйти от подавления, а все терпеть – плохая политика и виктимность только провоцирует разного рода ублюдков. Но идея полного избавления от моральных норм и социальных условностей суть есть абсурд, ибо эти нормы и условности не чья-то причуда, а суровая жизненная необходимость гомо сапиен, направленная в том числе и на то, чтобы представители вида черепа друг другу не раскалывали направо-налево. И однажды преступивший границы добра и зла, уже не остановится. Своими сверхчеловеческими поступками Кэтрин сама себя исключила из человеческого общества, но не избавила от необходимости продолжать притворяться и играть (а то заметут-с). И не помогло даже невинного мальчика закланье. Она хотела избавиться от одиночества, но стала еще более одинокой – ее же даже подельник не понял и счел монстром (по делу, между прочим, счел). Искала свободы и независимости, но обрекла себя на внутреннюю темницу, чьи стены крепче любой настоящей тюрьмы. В финале, уставшая и опустошенная, с каменным лицом и прямой спиной, «леди Макбет» в корсете, скрывающем беременность, садится на ту же самую кушетку, чтобы снова играть роль «нормального человека», будучи опасной хищницей в стае своих.

Тема, оказывается, в свое время заинтересовала Анджея Вайду, который снял фильм под названием «Сибирская леди Макбет». Даром, что Мценск географически еще дальше от Сибири, чем от Великобритании. Сам фильм хороший, конечно, как и все фильмы Вайды (кроме последних)
Tags: Британия, Кино, книжечки
Subscribe

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • "Framing Britney Spears", 2021

    Вы разочаровали многих людей, в том числе лично жену губернатора Мериленда"(С) В феврале этого года The New York Times выпустили большой…

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

  • Der goldene Handschuh («Золотая перчатка») Фатиха Акина, 2019

    Гамбургский бар «Золотая перчатка», основанный знаменитым боксером Гербертом Нюрнбергом (отсюда и название) в районе Санкт-Паули, рядом…

  • «Hamilton» (Гамильтон), 2020

    Еще немного о культуре загнивающего Запада. Вот он, наверное, лучший мюзикл 21 века. Казалось бы - как можно рассказать о судьбе первого министра…

  • Братья Систерс (The Sisters Brothers), 2018

    Судя по названию должна была бы быть комедия, но на самом деле вполне серьезный неовестерн про поиски метафорического золота. Точнее по фильму ищут…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments