Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Category:

Дон Жуан /Don Giovanni/ 1979



Кино давно ждало просмотра – заранее пугают меня эти экранизации опер своей тяжеловестностью, а конкретно «Дон Жуан» еще и казался мрачным. Оказалось, что зря. Все фильмы с музыкой Моцарта, что я видела, были хорошими. Музыка сама по себе настолько гармонична и совершенна, что продавит любую режиссуру. Его даже бездарю сложно испортить, что уж говорить про Лоузи. Легкое, красивое и грациозное кино, но трагедия с самого начала прячется где-то в сердцевине, неотъемлемо, как тень от солнца. Вооруженный шпагой, вечной усмешкой и бесконечной волей к жизни, весь в белом Дон Жуан (Руджеро оказался, не только, выдающимся оперным певцом - он хорошо играет именно, как актер), не лезет вглубь. Он только скользит по поверхности этого рокайльного, наполненного нерефлексирующим наслаждением мира в золоте, кружевах и акварельных тонах, слегка касаясь всего его пальцами. И та не та, и эта уже наскучила.

Остались мемуары либреттиста Лоренцо да Понте, где о том, как он провел те две недели, пока писал либретто «Дон Жуана»: «Я садился за мой письменный стол и оставался за ним двенадцать часов. Справа от меня была бутылка токайского, в центре чернильница, а слева портсигар с севильским табаком. В моем доме жила с матерью очаровательная шестнадцатилетняя девушка, которая помогала по хозяйству. (Как бы я хотел любить ее как дочь, но...)». Видимо, в похожем игривом настроении пребывал и сам Моцарт – так же все светится радостью, духом эпикурейства и «Viva La Liberta», как поет Дон Жуан. Зло - надушенное письмо на золотом подносе. И даже истинное горе облачено в кружева.


*нравится эта сцена - Лапарело показывает список

Камера постоянно фиксируется на мальчике, который играет слугу Дон Жуана и присутствует во всех ключевых сценах, включая явление Командора. Вначале было непонятно, зачем он нужен вообще и почему этому бессловесному персонажу уделяется столько внимания? Мальчик же (кстати, его играет младший брат Изабель Аджани) не поет - он загадочно и важно молчит весь фильм. И что бы ни происходило в кадре, его лицо не выражает ни эмоций, ни оценки происходящего. Однако в итоге имплицитно становится понятно, что отстраненность мальчика –зеркальное отражение бешенной активности Дон Жуана, зеркальная сторона Галантного века, дистанцировавшегося от реальности и подменившего жизнь игрой.

Почитаем товарища Камю про абсурдного человека:
«Смех и победоносная дерзость, прыжки из окон и любовь к театру - все это ясно и радостно. Всякое здоровое существо стремится к приумножению. Таков и Дон Жуан. Кроме того, печальными бывают по двум причинам: либо по незнанию, либо из-за несбыточности надежд. Дон Жуан все знает и ни на что не надеется»

«Абсурдному человеку свойственно неверие в глубокий смысл вещей. Он пробегает по ним, собирает урожай жарких и восхитительных образов, а потом его сжигает. Время - его спутник, абсурдный человек не отделяет себя от времени»

«Я думаю сейчас обо всех, кто желал безусловной кары для Дон Жуана. Не только в иной жизни, но и в этой. (….) Никто не станет смеяться над измученным и жалким Дон Жуаном. Раз его жалеют люди, быть может, и само небо простит ему грехи? Но нет. Дон Жуан предусмотрел для себя вселенную, в которой есть место и насмешке. Он готов понести наказание, таковы правила игры. Щедрость Дон Жуана в том, что он принимает все правила игры. Он знает, что прав и что ему не уйти от наказания. Судьба не является карой»
Гибнет не только, нашедший единственное применение своей витальности через победы над женщинами, скучающий аристократ, в отличии от своих предков, живших военными победами. Гибнет весь пресыщенный, склонный к гедонизму Галантный век. Когда едва заметная трещина на поверхности, зазор в реальности расползется, открывая бездну.
Tags: 18 век, Италия, Кино, Франция, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

  • Der goldene Handschuh («Золотая перчатка») Фатиха Акина, 2019

    Гамбургский бар «Золотая перчатка», основанный знаменитым боксером Гербертом Нюрнбергом (отсюда и название) в районе Санкт-Паули, рядом…

  • «Hamilton» (Гамильтон), 2020

    Еще немного о культуре загнивающего Запада. Вот он, наверное, лучший мюзикл 21 века. Казалось бы - как можно рассказать о судьбе первого министра…

  • Братья Систерс (The Sisters Brothers), 2018

    Судя по названию должна была бы быть комедия, но на самом деле вполне серьезный неовестерн про поиски метафорического золота. Точнее по фильму ищут…

  • "Пиноккио" / Pinocchio, 2019

    Посмотрела кино Маттео Гарроне, которого я помню по отличным «Страшным сказкам» - «Пиноккио» 2019 года. Я не читала книгу…

  • «Листьев. Новый взгляд» Родиона Чепеля (2020)

    Двухсерийный фильм-расследование (доступно на Кинопесике) про то, кто убил... — ну вы понЕли. На странице в Википедии список фильмов и книг,…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments