Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Category:

Уильям Тернер /Mr. Turner/ 2014, Майк Ли

Пейзажи, нарисованные чаем, вересковые пустоши, отдающая в бирюзу синева соленых вод, зарева закатов и голые скалы, иссушенные зноем. На фоне постоянно выделяется, как лишняя, фигура человечка. Глаза подсказывают ассоциацию со «Странником над морем тумана» Каспара Давида Фридриха. Но в прямой, бросающей вызов природе, фигуре странника легко угадываются приметы сверхчеловека. А человечек в фильме – все-таки человек. Слишком человек. Нелепая грузная туша некрасивого, похожего на хомяка, джентльмена, неумело пытающегося вытянутся перед природой в струнку, как будто принимая парад, воплощает не столько вызов, сколько ожидание того момента, когда тьма накроет окружающее пространство и на этот раз навсегда.

В фильме Ли о классике английской живописи нет почти никаких заманух, ради которых обычно ходят на фильмы о художниках – ни истории успеха (зенит успеха у Тернера был, да много лет назад), ни любовных романов (своеобразные взаимоотношения с двумя женщинами как-то плохо вписываются в это понятие). Как написал зритель, которому не понравилось - «на всем протяжении фильма нечего не происходит». Но, тем не менее, это один из лучших байопиков. И именно о живописце, где автора интересует в первую очередь профессиональная деятельность, а не биографические подробности. В фильм вошли только последние годы жизни Тернера, когда он уже отошел от классической живописи, и многие вещи не объясняются. Поэтому людям, слабо знакомым со средой, контекстом и «кто все эти люди», может показаться случайным набором бытовых сцен. Но для тех тем, кто-то что-то читал и видел, кино освещается особым светом узнавания. Во-первых, благодаря отличному оператору Дику Поупу, художникам и всем-всем-всем, на киноэкран бережно перенесена живопись того времени. Так, что каждый кадр можно рассматривать, как отдельную картину.

Во-вторых, без всякого пафоса, напротив с мягкой иронией (сцены на выставке прерафаэлитов или с Рескиным уже откровенно юмористические), мелкими мазками Ли создает портрет гения в прямом смысле этого слова. Странника, вечного чужака. Человека, для которого искусство превыше всего – и денег, и светских условностей, и семьи, и даже собственной жизни.

"Последний рейс фрегата "Отважный"
Человечек, в котором сложно подозревать подобную храбрость, просит привязать его к мачте корабля, чтобы своими глазами видеть буйство «гнева царя морей» во время шторма. Прощает долги, отказывается от предложения богатого промышленника выкупить все его картины, чтобы завещать их британской нации. Это притом, что человеческий социум за редкими исключениями презирает, и социум отвечает ему тем же. Королева отказывается посвятить Тернера в рыцари, вымороченное, проникнутое искусственностью до мозга костей, викторианское общество считает его фриком. Да что там, даже жена и дочери не понимают. Романтизм выходит из моды, в стране вовсю идет промышленная революция. Но относясь со скепсисом к прогрессу, мистер Тернер не пытается от него и бежать, вписывая первые пароходы в свои пейзажи, с теми же энтузиазмом и любовью, с которым писал корабли. Видит остатки былой красоты на лице свой постаревшей возлюбленной – «Обернись, в профиль ты похожа на Афродиту». И это не лесть же – ведь он не умеет врать.
Но время скукоживается, как шагреневая кожа. Люди вокруг Уильяма стареют, болеют, умирают, и ему самому все сложней носить свое грузное тело. Казалось бы, что смысл фильма очевиден – в битве всегда побеждает пейзаж. Человек уязвим, слаб и несовершенен, а природа совершенна и всесильна. Но почти языческая формула, высказанная Тернером незадолго до смерти («Солнце – это Бог») и сцены с Мэри Сомервиль (дама с призмой) подсказывают иной ответ. Возможно, в этом и есть смысл – прожить достойную, полную труда жизнь, став призмой для света. Пока окончательно не наступила тьма
Tags: Британия, Кино, живопись
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

  • Der goldene Handschuh («Золотая перчатка») Фатиха Акина, 2019

    Гамбургский бар «Золотая перчатка», основанный знаменитым боксером Гербертом Нюрнбергом (отсюда и название) в районе Санкт-Паули, рядом…

  • «Hamilton» (Гамильтон), 2020

    Еще немного о культуре загнивающего Запада. Вот он, наверное, лучший мюзикл 21 века. Казалось бы - как можно рассказать о судьбе первого министра…

  • Братья Систерс (The Sisters Brothers), 2018

    Судя по названию должна была бы быть комедия, но на самом деле вполне серьезный неовестерн про поиски метафорического золота. Точнее по фильму ищут…

  • "Пиноккио" / Pinocchio, 2019

    Посмотрела кино Маттео Гарроне, которого я помню по отличным «Страшным сказкам» - «Пиноккио» 2019 года. Я не читала книгу…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments