Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Сатирикон (Fellini - Satyricon) 1969, Феллини

«С другой стороны, было невозможно игнорировать очевидную аналогию между римским обществом, описанным Петронием – коррумпированным, распутным, циничным – и обществом современным. На пике своего величия это общество уже проявляло признаки прогрессирующего упадка; это было общество, где все религиозные, философские, идеологические и социальные верования рухнули, оставив на своем месте больной фанатичный оккультизм, нездоровую разношерстность. Таким же образом, главные герои этой истории – Энколпий, Аскилт, Гитон – могли бы быть длинноволосыми студентами, которых сегодня можно увидеть на Испанской лестнице в Риме или в Париже, Амстердаме или Лондоне; люди, которые мечутся от одного приключения к другому, даже самые грязные и бесстыжие, без малейшего колебания или мельчайшего раскаяния, с невинностью и жизнеспособностью молодых животных. Их восстание не имеет ничего общего с традиционным понятием восстания – в них нет ни веры, ни отчаяния, ни воли изменить вещи или, наоборот, уничтожить их. Скорее, это напоминает восстание, которое выражается в полном равнодушии и отчуждении от окружающего общества» (здесь)

Рассказывать о "Сатириконе" по роману самого известного самоубийцы 1 века н.э. после Феллини сложно. Ведь речь идет об ускользающей натуре. Все недостоверно, все тленно, все мертво. Нарратив крошится даже не на кусочки, а в мелкую труху, как пожелтевший от времени манускрипт. Расползающаяся больная плоть некогда великой Римской империи, вздувшееся чрево, набитое червями и гноем. Музы молчат или продают себя каждому встречному за звонкую монету. Даже боги здесь бессильны, стары и смертны, а герои отправились покорять иные вершины. Но Феллини не зря прослыл певцом декаданса - он низвергает декаданс, одновременно его воспев. Все полно не только мерзостью, но и особой, удушающей и тошнотворной красотой, которая идет рука об руку с разложением, пороком и тленом. Поневоле приходится признать, что разлагались раньше живописней, веселей и затейливей, чем сейчас, особенно если это запечатлел великий (без преувеличений) режиссер. Комментарий из серии «раньше была трава зеленей», но, тем не менее…
Принесите этому миру вина, но вино не пьянит, а только дурманит и ввергает в депрессию. Пройти через лабиринт, сразится с чудовищем, и овладеть Ариадной – это больше не для нас. «Quo vadis, Domine?». А мы никуда не идем, мы сидим на этом голубом шарике, затерянном во Вселенной, и никакая нить не указывает нам путь. Религия стала ошметками суеверий. Философия превратилась в демагогию, сплошные слова, слова, слова – повод для разговора скучающих патрициев после сытного обеда. Плевать на подвиги Тесея – это было давно и вообще неправда. Душа, скорее всего, есть, но вся в причинном месте, а все жизненные неприятности – это разве что, от отсутствия яиц, да когда член не работает.
Идеальная ролевая модель такого мира – это Аскилт. Потому, что счастливчик, «экшен мен», практически животное, которое действует не рефлексируя и никакие боги не обрушат на него справедливый гнев небес. Пока главный герой принимает на себя все удары судьбы, заслуженные и незаслуженные. Но любимец судьбы Аскилт нелепо умрет от руки грабителя, а главный герой останется жить в той же зыбкой неизвестности.
Фортуна переменчива, слава недостоверна. Мы даже не знаем точно, тот ли «elegantiae arbiter» Петроний, который при императоре Нероне вскрыл себе вены в Кумах («И от друзей он также не слышал рассуждений о бессмертии души и мнений философов, но они пели ему шутливые песни и читали легкомысленные стихи») написал «Сатирикон». До нас и из самого текста дошли только куски, обрывки. Герои Гомера умирали, зная, что их ждет посмертная слава, ибо они бились за что-то великое и важное, пусть это важное было придумано философами и поэтами. Герои Петрония и Феллини умирают просто по ходу абсурдистской пьесы в прекрасных декорациях. Ничтожное бренное тело хочет выжить любой ценой, а если нет, то хотя бы объяснить и оправдать эту собачью гибель. Но никаких объяснений и оправданий авторы в сюжет не завезли. Живите, мол, с этим уж как-нибудь так.
В сетевых отзывах о фильме очень много назидетельно говориться в связи с событиями 60-х, Вудстоком, Красным маем, Забриски-поинт, гей-парадами, «безнравственностью молодежи» и еще массой несусветной чуши. То, что автор якобы предупреждает об опасности нигилизма и отрицании каких-то там ценностей. То, что якобы автор сам этот нигилизм проповедует. Короче, «синдром школьных уроков литературы» дает о себе знать. Будь автор среди живых, то с этой шутки юмора об общественной опасности дуэта придурков, которым кроме этой свободы и противопоставить обществу нечего, ржал бы аки конь – прямо вместе с Петронием. А дяденьки, которые дошли до каннибализма из-за бабла, подкрепив это словами о традиционности действа, чай этих молодых придурков и поопасней, и пострашней будут. По поводу остальных претензий – даже среди людей, любящих и понимающих раннего Феллини, мало тех, кто любит его поздние фильмы, но тут уж скорее к мирозданию претензии стоит предъявлять, а не к автору. Люди редко добреют с годами, зато иногда приобретают то, что принято называть знанием жизни.
ЗЗЫ От роли в этом фильме отказался Пьер Клеманти. Но там есть очень внешне на него похожий (хотя кто-то не согласится) Хирам Келлер. Когда я только его увидела, то почему-то подумала, что он тоже рано умер, как и Клеманти. Загуглила – так и есть. И тоже от рака.
Tags: Италия, Кино, декаданс
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

  • Der goldene Handschuh («Золотая перчатка») Фатиха Акина, 2019

    Гамбургский бар «Золотая перчатка», основанный знаменитым боксером Гербертом Нюрнбергом (отсюда и название) в районе Санкт-Паули, рядом…

  • «Hamilton» (Гамильтон), 2020

    Еще немного о культуре загнивающего Запада. Вот он, наверное, лучший мюзикл 21 века. Казалось бы - как можно рассказать о судьбе первого министра…

  • Братья Систерс (The Sisters Brothers), 2018

    Судя по названию должна была бы быть комедия, но на самом деле вполне серьезный неовестерн про поиски метафорического золота. Точнее по фильму ищут…

  • "Пиноккио" / Pinocchio, 2019

    Посмотрела кино Маттео Гарроне, которого я помню по отличным «Страшным сказкам» - «Пиноккио» 2019 года. Я не читала книгу…

  • «Листьев. Новый взгляд» Родиона Чепеля (2020)

    Двухсерийный фильм-расследование (доступно на Кинопесике) про то, кто убил... — ну вы понЕли. На странице в Википедии список фильмов и книг,…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment