Рассказывать о "Сатириконе" по роману самого известного самоубийцы 1 века н.э. после Феллини сложно. Ведь речь идет об ускользающей натуре. Все недостоверно, все тленно, все мертво. Нарратив крошится даже не на кусочки, а в мелкую труху, как пожелтевший от времени манускрипт. Расползающаяся больная плоть некогда великой Римской империи, вздувшееся чрево, набитое червями и гноем. Музы молчат или продают себя каждому встречному за звонкую монету. Даже боги здесь бессильны, стары и смертны, а герои отправились покорять иные вершины. Но Феллини не зря прослыл певцом декаданса - он низвергает декаданс, одновременно его воспев. Все полно не только мерзостью, но и особой, удушающей и тошнотворной красотой, которая идет рука об руку с разложением, пороком и тленом. Поневоле приходится признать, что разлагались раньше живописней, веселей и затейливей, чем сейчас, особенно если это запечатлел великий (без преувеличений) режиссер. Комментарий из серии «раньше была трава зеленей», но, тем не менее…
Идеальная ролевая модель такого мира – это Аскилт. Потому, что счастливчик, «экшен мен», практически животное, которое действует не рефлексируя и никакие боги не обрушат на него справедливый гнев небес. Пока главный герой принимает на себя все удары судьбы, заслуженные и незаслуженные. Но любимец судьбы Аскилт нелепо умрет от руки грабителя, а главный герой останется жить в той же зыбкой неизвестности.
Journal information