Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Category:

Волынь /Wolyn/ 2016, Войцех Смажовский

К фильму, по поводу которого наломали столько копий, заранее относишься с подозрением. О событиях Волынской резни более-менее известно, чтобы можно было сообщить что-то новое – описаний, свидетельств и фотографий то полно. Когда человек снимает кино на такую тему, то он рискует потерять всякие берега и художественность, выдав что-то более мясное, схематичное и упрощенное, чем даже то, что показывают обычно в трэше. Большинство отзывов сводились к связям с актуальными событиями и обличению своих политических оппонентов– кто кого больше убил, угнетал, обижал и так далее. Виртуальная резня. Если же попытаться не опускаться на тот же уровень, который был так ярко показан в фильме, то можно многое понять. По поводу самих событий, разумеется, понимать нечего, если есть, как факт - десятки тысяч людей, включая женщин и детей, убитых самыми жестокими способами. Что тут может быть неоднозначного и дискуссионного? Но сказать, что такими вещами занимаются уроды и дегенераты, а мы нормальные люди тут не при делах, все-таки отмазка, никак не способствующая пониманию сути.
Книга, которая легла в основу, называется «Ненависть», но Смажовский то говорит, что его кино о любви. А ведь между любовью и ненавистью целая палитра чувств - вот об этих полутонах он и делает на самом деле фильм. По крайней мере, старается соблюсти баланс. Конечно, кино откровенно пропольское и снято с точки зрения жертв. Но там не скрываются ни предпосылки, ни последствия конфликта. Показано, например, что в конце ошалевшие от бойни поляки дали ответ, хоть и несимметричный, но ровно теми же самыми методами и способами. Первые кадры – свадьба украинца и польки, вроде бы все нормально, все гуляют, казалось бы, никаких проблем на межнациональной почве. Но тут же, на фоне общего веселья показывается, что гости со стороны жениха обсуждают акты антиукраинского террора в Кресах и ропчут мол, доколе терпеть угнетение. С другой стороны, поляки смотрят на своих украинских соседей, как на говно, «быдло» и второй сорт. Отец невесты от брака отнюдь не в восторге, поэтому свою вторую дочь насильно выдает замуж (фактически продает) за немолодого польского «кулака», а не за любимого ею украинца. Интересно, что в этом фильме чуть ли не впервые адекватно показана советская оккупация и коллективизация. Понятно, что методы те еще, но подспудно возникают мысли о необходимости такого рода регуляции общественных отношений. Методы гордых шляхтичей то вызывают еще меньше симпатий. В поезде между собой депортируемые переговариваются, мол, наверное, это месть за Пилсудского. Также небезынтересно, что депортацию кулака, мужа главной героини, организовал местный кадр – наполовину украинец, наполовину поляк, который вначале топил за коммунизм, потом встречал хлебом-солью гитлеровцев, а в конце мы его видим уже как участника резни. Единственный по-настоящему антисоветский момент – это когда положительного украинца посреди улицы убивает в упор НКВДшник за кражу водки. Вот это сильно, конечно. Так он выглядит самым несуразным, нереальным (подобных персонажей самих к стенке ставили, впрочем, истинные психи, способные на такое, в НКВД не особенно водились) и искусственно введенным, чисто чтобы показать дескать «в войне все хороши». Зато там вполне адекватные советские партизаны, которые просто отжали у офицера Армии Крайовой хавчик, а не порезали его самого на колбасу, как это сделали бы бандеровцы – в современном польском кино такое отношение редко.
Вот для комплекта канадский фильм "Урожая дьявола" - один трейлер чего стоит.
Что касается, бойцов ОУН-УПА, которых нынче в зависимости от взглядов называют то «умеренными националистами» (когда я вижу это слово «умеренные», то возникает ощущение, что хотят демаркировать то, на счет чего здоровые люди уже определились – типа «умеренные исламисты») или фашистами. Но нет. Немецких национал-социалистов можно назвать фашистами. Верхушка бандеровцев очень тесно сотрудничала с Абвером, но в целом это не фашизм. Это хуже фашизма (хотя грешно такое сказывать). Все, что показано в фильме – это уже просто дно, до которого только может опуститься человек. Полная потеря человеческого облика. И даже зверем он от этого не становится, как справедливо заметил муж главной героини – «звери так не издеваются». Понятное дело, что национально-освободительная борьба, понятное дело, что во время войн люди ожесточаются и часто творят всякое, но разорвать живого человека конями, причем такие изощренности не единичные эксцессы, а практика – это как вообще? Хорошо показано, как поляки не могут поверить и объединиться в ополчение для самообороны – «у нас тут хозяйство, убивают это где-то там, а здесь мы всех знаем - наши соседи мирные и на такое не способны». Ага, щаз! Показано, что делали с теми, кто рефлексировал. Как хорошо с этими бойцам работали и идеологически прокачивали – те же униаты-священники, об участи которых больше всего сокрушаются обычно, дескать, «священников то за шо?». Да вот за это же - это движение "умеренных националистов" мне давно напоминало какую-то форму сектантства.

Кино во многом честное и жестокое. Чтобы не было сюрпризом, выглядит это так, то есть детям, беременным и нервным лучше не смотреть:



Думаешь не об истории, не о политике, а старом тезисе «Человек самое опасное существо на планете». Я вообще не особенно на экранные жестокости реагирую, но почему-то впечатлила сцена, как разорвали офицера и поэта, который пошел на переговоры без оружия, хотя он вообще второстепенный герой. Благородство не спасает, да. Красота не спасает. И любовь не спасает. Когда слышишь, что «кино о любви», то от этого веет чем-то мелодраматическим. А вот и нет – именно способность к любви с каждым витком насилия теряет главная героиня (видно по сцене, где ее пытался обнять офицер, который ей явно симпатичен, но…), вместе со всеми остальными чувствами. Женщина с сыном на руках похожая на Богородицу, но это не она. Ложное Рождество. Очевидно ведь, что потеряла она тоже там человеческий облик, превратившись в ходячий труп, с одним единственным инстинктом – спасти ребенка. Как у животных. И уж не важно, кто взял на себя все грехи Волыни или без искупления обошлось. Кино о любви в отсутствии любви.

UPD Мне подсказали, что застрелил парня за водку не НКВДшник, а советский милиционер. Что делает сцену еще более сюрреалистической.

Tags: Кино, Польша, фашизм
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

  • Der goldene Handschuh («Золотая перчатка») Фатиха Акина, 2019

    Гамбургский бар «Золотая перчатка», основанный знаменитым боксером Гербертом Нюрнбергом (отсюда и название) в районе Санкт-Паули, рядом…

  • «Hamilton» (Гамильтон), 2020

    Еще немного о культуре загнивающего Запада. Вот он, наверное, лучший мюзикл 21 века. Казалось бы - как можно рассказать о судьбе первого министра…

  • Братья Систерс (The Sisters Brothers), 2018

    Судя по названию должна была бы быть комедия, но на самом деле вполне серьезный неовестерн про поиски метафорического золота. Точнее по фильму ищут…

  • "Пиноккио" / Pinocchio, 2019

    Посмотрела кино Маттео Гарроне, которого я помню по отличным «Страшным сказкам» - «Пиноккио» 2019 года. Я не читала книгу…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Мир на проводе (Welt am Draht), 1973

    Один из самых страшных парадоксов над которым бились не только многие христианские богословы и философы прошлого, но и психиатры и нейробиологи…

  • «Конформист» (Il Conformista), 1970

    «Вы принадлежите к какой-нибудь группе инакомыслящих? — Нет, что вы, я принадлежу к группе, которая преследует инакомыслящих» Услышала муз.тему из…

  • Der goldene Handschuh («Золотая перчатка») Фатиха Акина, 2019

    Гамбургский бар «Золотая перчатка», основанный знаменитым боксером Гербертом Нюрнбергом (отсюда и название) в районе Санкт-Паули, рядом…

  • «Hamilton» (Гамильтон), 2020

    Еще немного о культуре загнивающего Запада. Вот он, наверное, лучший мюзикл 21 века. Казалось бы - как можно рассказать о судьбе первого министра…

  • Братья Систерс (The Sisters Brothers), 2018

    Судя по названию должна была бы быть комедия, но на самом деле вполне серьезный неовестерн про поиски метафорического золота. Точнее по фильму ищут…

  • "Пиноккио" / Pinocchio, 2019

    Посмотрела кино Маттео Гарроне, которого я помню по отличным «Страшным сказкам» - «Пиноккио» 2019 года. Я не читала книгу…