Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

День гнева /Vredens dag/ 1943, Карл Теодор Дрейер

Первая картина Дрейера, в которой появился звук. И объем. Если «Страсти Жанны Д’Арк» - кино об обретении святости, «Вампир» - о снисхождении зла, то «День гнева» балансирует где-то на границе между тенью и светом. Анна Педерсдоттер – самая известная женщина в Скандинавии, казненная по делу о колдовстве. Но из этой истории автор сохранил только имя героини и ее печальный финал. Поскольку фильм был снят в оккупированной Дании, искатели глубинного смысла очень настырно пытались толковать показанную «охоту на ведьм», как скрытое обличение фашизма (явно натягивая сову на глобус). Но нельзя же во всем на свете искать актуальный контекст и сводить к «скрытому гитлеру», пусть даже речь идет о произведении времен Второй мировой?

Когда-то Его преподобие Абсолон спас от костра ведьму, чтобы жениться на ее юной дочери Анне. Любовь придет к ней через годы нелюбви, только не к Абсолону, а к его сыну Мартину. И вместе придет и ненависть, и нереализованное материнство, и жажда нежности, превратившая со временем эту нежность в яд. Прозвучавшим в фильме словам из библейской «Песни Песней», о любви, расцветшей весенним цветом, в аскетичной и патриархальной протестантской среде явно не время и не место. Да, в общем то и сейчас подобные отношения есть суровая маргиналия, за которую, как минимум, все знакомые за глаза пропесочат и осудят, и это еще в самом гуманном варианте. Но запретная любовь, как и уверенность в обладании сверхъестественными силами - Люцеферов бунт Анны, компенсация за годы бесправия и подчинения.
Густые тени, отбрасываемые Злом, в рембрантовских мизансценах не мешают отчасти сочувствовать героям. Христианская дихотомия нечего не объясняет на счет того, кто там хороший, а кто плохой. Немного жалко даже Абсолона – как стареющего человека с молодой женой, пережившего двойной предательство – и со стороны Анны, и со стороны сына (а впрочем, нет, не пережившего), который раскаивается за многое из совершенного. Но нельзя забывать, что по роду деятельности он отправил на костер не одного, и не двух, а Анну приобрел фактически в собственности, как вещь. Кого совсем не жаль, так это Мартина, но предателей вообще редко, когда жалко. Их даже Данте законопатил в девятый круг Ада – дальше уж некуда. С самого начала было понятно, что от мужчины, который завел роман с женой отца (кем бы тот ни был) нечего хорошего ждать не стоит. Так не стоит удивляться тому, что он с легкостью предал и ту, которой только что клялся в любви и обещал защищать. Но и он не убежденный мерзавец, а всего лишь слабый, малодушный и впечатлительный человек, который предпочел перекинуть свою собственную вину на женские плечи, и даже сам в это поверил. «Она заворожила» - ему явно же удобно так думать. Все это обычные люди, продукты своего времени и вневременных пороков, свойственных Homo sapiens от начала времен, и даже Дьявол за плечом не стоял – все сами, сами.
По идее, больше всего стоит сочувствовать Анне. Она объективно жертва в этой ситуации. Но с ней тоже все совсем не просто. Ведет она себя откровенно неумно, как будто специально нарываясь, и раз от раза все сильней. Этот нонконформизм и нежелание лицемерить (хотя это положительные качества) начинают в какой-то момент даже злить – почему она даже не пытается быть осторожней, не пытается выкрутиться, 16 век на дворе! Сложно ведь жалеть человека, который сам лезет на рожон. И глядя, как в тихой блондинке, которая даже глаз не поднимала, зреет бунт и поднимается волна страсти-ненависти (вначале стиснутых в рамках протестантской морали, но тем сильнее будет буря), можно подумать, что она и впрямьодержимая. По крайней мере, человек шестнадцатого века бы точно так подумал.

Но ведьм, судя по всему, не существует, только сила ненависти действительно может убивать – это факт. Именно ненависть, которая обычно из неутоленной любви получается, и привела к пожару, и выжгла в итоге душу самой Анны. Ненависть и есть такой Дьявол, что никакого персонифицированного существа с рогами не нужно. А человек на Земле все-таки для любви, хотя он думает, что для чего-то еще – в этом Анна была права.
ЗЫ зашла на кинопоиск и привлеченная мощным заголовком, случайно прочитала одну из рецензий. Есть и такие мнения, прикольный вообще отзыв: «Чтобы бороться со столь богомерзким, дьявольским явлением (прим. мое - речь о "разгуле темных сил в Европе"), и появилось такое явление как Инквизиция. И Слава Богу! Иначе сатана давно бы истребил род людской, так ему ненавистный, не будь славные воины Христовы на страже, выполняя очень тяжкую, но жизненно необходимую миссию духовных санитаров.(…) А что случается, когда люди отходят от устоявшихся вековых традиций — прекрасно можно узреть на многочисленных красочных примерах 21 века: бардак, порок, разврат, оглупление, оскотинивание, деградация, вымирание. Итог — печален. (…) Люди — будьте бдительны. Грядет новая Инквизиция». Я подумала, что это троллинг и эпатаж, но познакомившись с содержимым профиля уже не так уверена – явно не бот, человек вполне разумно ставил оценки и написал еще пять отзывов, которые эпатажностью совсем не страдают. А тут это – "Новая Инквизиция". Не факт, что это троллинг, по крайней мере, в жизни всякое бывает. Будем же бдительны!
Tags: Дания, Кино
Subscribe

  • Политкорректность

    Вот все говорят «политкорректность», «политкорректность», а кто ее видел в жизни то? Читая сейчас истерики либеральных и…

  • "Убила ненависть"?

    Тело еще не предано земле, а смерть Бориса Ефимыча уже стала раздольем для конспирологов – от версии про убийство спецслужбами (подставьте…

  • "Не электорат"

    Там вот интервью Немцова – его уже многие перепостили (он под наркотой, кажется, его давал) - это нечто! Я тоже не могу удержаться, оно очень…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments