Выбор остальных актеров тоже впечатляет. Например, похожего на философа Фридриха Ницше (в ту пору, когда он уже окончательно свихнулся) доктора играет респектабельный польский дипломат. В каждом на первый взгляд обычном лице нет-нет, да и мелькнут признаки какой-нибудь инфернальщинки. Как будто бы снявший до этого фильм о Святой Жанне автор взялся целью показать, что зло сидит в каждом, а святость и грешность всего лишь аверс одной монеты.
Содержание не в фабуле, сводящейся к спонтанности засыпаний, умираний, положений во гроб и воскрешений. Ален Грей пребывает в чужой город, где первым же встречным оказывается человек с огромной косой, в гостинице бегают тени, живущие своей жизнью отдельно от обладателей, а незнакомец со свертком просит его помочь кому-то. Ален выходит на улицу, чтобы все прояснить и его затягивает в водоворот событий. Где то, что его хоронили в гробу с окошком, а он наблюдал за этим то изнутри, то снаружи, было еще самым нестранным. Старая монахиня молится, но молитва не поможет. Врач не поможет, ибо врач не только тот, кто дарит жизнь (вампирам – с кровью), но и тот, кто дарит смерть. Этот как будто увиденный смертельно больным горячечный сон обрывается туманным утром, как будто жар спал и у больного наблюдаются все признаки ремиссии – злодей наказан при помощи какого то прямо кафкианского механизма, а Ален и спасенная им девушка отплывают в лодке. Впрочем, если знать, что символизирует путешествие в лодке, например у викингов (а Дрейер датчанин, не будем забывать), то это может означать погружение в еще более глубокий сон (от которого уже не просыпаются)
ЗЫ Глядя на то, как исполнительница роли Леон Сибилла Шмиц мучается в агонии и тянет руки к флакону с ядом, который ей дает доктор, невозможно не вспомнить, что это именно ее Райнер Вернер Фассбиндер под именем Вероники Фосс вывел в фильме «Тоска Вероники Фосс» о наркоманке и бывшей актрисе, чья звезда закатилась после падения Третьего Рейха (писала о нем как-то, правда не помню чего, перечитывать не хочу). В 1956 году по уголовному делу о гибели Шмиц пошел ее личный врач. Иногда жизнь идет по сценарию, не нами придуманному, да-с.
Journal information