Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Набережная туманов /Le quai des brumes/ 1938, Марсель Карне

Когда во Франции еще не было Жана-Люка нашего Годара (в смысле, не было не физически, а как творческой единицы), был Марсель Карне с Жаком Превером во многом этой «Набережной туманов» задавшие контуры и направления французских нуаров о жизни социальных низов с криминальным прошлым и не менее криминальным настоящим. Кочующий сюжет о неприкаянном герое еще только искал форму выражения.... Солдат колониальных войск (и, судя по всему, дезертир) Жан приезжает в портовый Гавр, чтобы свалить оттуда куда подальше, но липкая туманная атмосфера так и не выпустит его.

Сюжет может показаться слишком «сделанным». То, как подогнаны детали. То нет ни одного случайного персонажа – каждый играет какую-то роль в сюжете, и даже песик там бегает не просто так. То, что в итоге выстрелит каждое ружье. То, что все умудряются постоянно встречаться в немаленьком в общем то городе, как будто речь идет о селе на три избы. Какие-то искусственные диалоги, герои – ходячие символы. Почему девушка семнадцати лет (амплуа «девица в беде», разумеется), в которую влюбляется главный герой, носит имя героини «Униженных и оскорбленных» Достоевского? Почему приблатненные типы, которые в начале фильма чуть было не взяли бар методом вооруженного штурма, внезапно пасуют перед Жаном? Почему все встречные и поперечные вплоть ему бескорыстно помогают? Почему они все вообще себя так странно ведут и так странно разговаривают? Разве кто-то в жизни слышал, чтобы люди вот так разговаривали – афоризмами? Почему этот Жан находясь в двух шагах от спасения и счастья, постоянно нарывается и умудряется влипнуть в бессмысленные неприятности (его прошлое туманно, но, судя по его речам, ему такое не впервой)? Он идиот что ли?



Но достаточно вспомнить термин «поэтическое кино», сценарий которого и был написан настоящим поэтом, как раздражение уходит и начинается принятие всех условностей и ирреальности происходящего. Как в бреду. Все идет хорошо, и люди почти все хорошие. Только каждое слово рифмуется со словом «гибель» и в каждом кадре ее предчувствие, как у того художника-самоубийцы, который рисуя пловца уже видел в нем потенциального утопленника. Поэты и художники – они такие. Сказка с несчастливым концом, о том, что человек всегда стремится если не к счастью, то, по крайней мере, к «покою и воле» - в свою идеальную Панаму или Венесуэлу, как метафору Рая на Земле, где можно позабыть о своем паскудном прошлом, а находит смерть. От себя не убежишь. У каждого человека есть мечты, но человеком много, они мешают и путаются друг у друга под ногами. Только один алкоголик ни к чему не стремился, кроме того, чтобы выспаться в чистых белых простынях. Вот он единственный и получил то, что хотел. По-своему справедливо.

ЗЫ Фильм неплохой, но смотрела скорее из культурного интереса, чем из реального. В отличии от Жан-Люка-нашего-Годара, впечатления "отаким и должно быть кино" оно не производит.
Tags: Кино, Франция
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments