Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Category:

Про Бродского. vol. 2

Ну так как негоже бросать дело на полдороги, про Бродского продолжение. Характерный момент – тут Достоевской, так как если говорить об антитезе и об «Запад-Восток» и «культура-цивилизация», то, кажется, более нашенского человека, что ФМ не найти. Не в смысле общности территории, а в смысле идентичности темной воды в Неве, как противостоящей как раз духу позитивизма, рационализма и центростремительного развития. И идентичности городу на Неве, построенным по линейке русским императором, поднявшим Россию на дыбы и ей вопреки - с регулярной планировкой, закованной в гранит рекой и «Крестами», как символом торжества порядка. То есть, если и был человек, носивший в себе код этой страны, причем носивший как скорее как тяжкое бремя, нежели как что-то еще, то это Достоевский. И связь между Достоевским и Бродским мне видится очень четкой, как полагается хорошим людям, жившим не в едином времени, но в едином пространстве.




Показательный пример в тему - такой хороший писатель как Милан Кундера, Россию как доподлинно известно, не любил. В 1985 году в газете Нью йорк таймс этот бывший подданный Чехословакии опубликовал эссе «Предисловие к вариации», где описывая памятные события в Праге 68-го, он рассуждает о России на примере советского солдата, сказавшего ему что-то вроде «но мы же вас любим». Кундера был буквально в шоке. «Они приехали на танках и говорят о любви, да какого черта!» - как-то так. Но на орехи достается, не кому иному, как Федору Михалычу. Весь дальнейший текст - противопоставление духа европейского Просвещения вековой тьме загадочной русской души, олицетворением которого был выбран, Достоевский. Среагировал ни кто иной, как Бродский, объединенный с Кундерой и эмигрантской судьбой, и нелюбовью к системе, которая слишком много чего сломала и перемолола, написав ответное эссе, основную мысль которого можно прочитать, как «к херам вашего Кундеру». Там он говорит о том, что Кундера старается быть большим европейцем, чем сами европейцы, заступается за Достоевского, пишет о том, что не солдаты  представляли собой культуру и так далее и тому подобное (здесь - http://lib.rus.ec/b/291021/read). В одном из интервью, он выразился и того проще назвав Кундеру «чешским быдлом». Короче этим литературным деятелям было явно о чем поговорить, но речь не о том… 

Речь о том, что если определиться
с терминологией, то для Бродского не было «культуры настоящей, деревенской» и
«культуры искусственной, городской», в чем его упрекали. А была просто
«культура» и «цивилизация», причем он всем своим творчеством явным симпатизант
первой. Он мог сколько угодно ругать и танки, солдат, тюрьмы, Ильича
или массовое производство, но, во-первых, не сводил к ним Россию, во-вторых, не
сводил их к России 

Скушно жить, мой Евгений. Куда ни странствуй,
всюду жестокость и тупость воскликнут: "Здравствуй,
вот и мы!" Лень загонять в стихи их.
Как сказано у поэта, "на всех стихиях..."
Далеко же видел, сидя в родных болотах!
От себя добавлю: на всех широтах.

У него были сложные отношения с родиной, выразившееся в том, что человек написавший «ни страны, ни погоста не хочу выбирать/на васильевский остров я приду умирать» так никогда туда не пришел и похоронен был в Венеции, пролежав перед этим черт знает сколько в нью-йоркском морге. Поэтому очевидно, что он понимал и Достоевского, и любовь у него описанную, и эту странную двойственную природу «самого умышленного города на земле», ставшего их общим местом вечной прописки во времени. Очевидно, как и его нежелание делать выбор в рамках «или-или»- как самый простой, убедительный и комфортный, отказе от черно-белых оценочных категорий. В вечном сомнении, во всех «несмотря на все на» роднящих его с лучшими героями русской литературы, единственную возможность остаться живым и настоящим. Ведь то что, происходит и приобретает форму – смерть, мертвая вода в каналах, а живое и настоящее – происходящее здесь и сейчас, в каждой конкретной душе, постоянно, вилами по воде, кровью по бумаге и  уж прошу простить меня великодушно за пафос и тоталитарный тон. Ну короче «наш» он стопроцентно, хотя и пытается косить, что ни к кому и ничейный.



Tags: holy war, Беспощадный арт-хаОс, поэзия
Subscribe

  • РАЗГОВОР С ПОЛИТРУКОМ (по мотивам интернета)

    - Вы знаете, чего они хотят? - Они за Навального! Он их фюрер! Они беспрекословно подчиняются приказам своего фюрера, а он беспрекословно…

  • Шел 2020 год.

    На дворе стоял 21 век, когда мне приходилось доказывать прогрессивным современным левым, что интернетизация — это такая же…

  • Прямо культ личности

    Вообще есть люди-маркеры, по отношению к которым можно мерить степень адекватности сограждан. Главным таким человеком всегда был президент этой…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • РАЗГОВОР С ПОЛИТРУКОМ (по мотивам интернета)

    - Вы знаете, чего они хотят? - Они за Навального! Он их фюрер! Они беспрекословно подчиняются приказам своего фюрера, а он беспрекословно…

  • Шел 2020 год.

    На дворе стоял 21 век, когда мне приходилось доказывать прогрессивным современным левым, что интернетизация — это такая же…

  • Прямо культ личности

    Вообще есть люди-маркеры, по отношению к которым можно мерить степень адекватности сограждан. Главным таким человеком всегда был президент этой…