Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Я, Дэниел Блэйк /I, Daniel Blake/ 2016



"Когда-то я привез ретроспективу Лоуча на фестиваль в Сочи. На обсуждении русские критики клеймили британского режиссера за левачество и не могли понять, как он может обижать либеральный капитализм. Британский критик Дерек Малкольм был этим потрясен. "Миссис Тэтчер не отошла от дел, она по-прежнему правит, только теперь в России!" — воскликнул он" /Плахов/

Это очень удачное высказывание Но картина будет неполной, если не сказать, что Плахов стоял с плечом к плечу с этими русскими тэтчеристами, клявшими Лоуча за левачество. Я писала еще в мае этого года о той чудовищной реакции российских обозревателей на итоги последнего Каннского фестиваля, а у Плахова, который клеймил жюри за некомпетентность, объявлял решение конъюнтктурным, а сам фильм несущественным, проходняком, которому что-то дали только по выслуге лет, тогда полыхало больше всех. Теперь проходит полгода и (после премьеры то) у него же вдруг выясняется, что Лоуч то величайший из великих, ты его не замай: "О нем говорят как о великом гуманисте нашего времени. Его цитируют с не меньшим почтением, чем энциклики папы римского, одна из которых гласит, что "труд важнее капитала". На этом, собственно, об облике Плахове и российской кинокритики у меня все.

А ведь я еще помню те времена (это было совсем недавно), когда Лоуча считали архаичным и устаревшим пережитком, обличавшим эпоху Тэтчер рудиментом двадцатого века, оставшимся в истории где-то там же. Мол, мы сейчас порешаем все проблемы, построим капитализм с человеческим лицом и вот тогда то заживем, а дедушка старый, ему не место на нашем корабле современности. Но Лоуч актуален как никогда, ему вручают главный приз главного фестиваля и это не кажется случайным. Писали, что на премьере в Каннах после фильма «Дэниэлу Блэйку» устроили овацию минут на 15. Тоже конъюнктура? Не думаю. Скорее просто достало. Хотя понятно дело, что публика фестиваля – это же люди совсем другого плана и класса, нежели герои фильма. Но не может не чувствоваться подкожното, как просто для любого человека оказаться на обочине, стать беспомощным. Одна из важных вещей, которую иллюстрирует кино – у среднестатистического человека гораздо больше поводов проявить сочувствие другому человеческому существу, чем не проявить. Хотя понятное дело, что чем ближе к группе риска, тем больше эмпатии. То, что проблемой заинтересовались и прониклись круги, весьма далекие от этого всего – очень показательно.

Из старенького интервью автора: «Поверьте, политикам очень понравится, если мы будем говорить о том, что люди меняются только в худшую сторону, о том, что люди не хотят заниматься политикой, и о том, что год от года ничего не меняется, да и не изменится. Понравится, потому что позволит сохранить власть в своих руках. Чем дольше существует миф об испорченности и эгоизме человека, о том, что человеку не интересен никто, кроме него самого, тем меньше ответственности люди возлагают на себя. Но заметьте, чем чаще звучит фраза: «Люди, вы можете очень многое!» — тем больше надежды на перемены»
В кинотеатре «Горизонт», где вчера была премьера, выступал сценарист, который рассказывал, как они работали над сценарием, общались с реальными людьми. Рассказывал про статистику, про то, как из Лондона все больше выжимают бедных, про пропаганду, согласно которой, разные тунеядцы, якобы получают обманным путем пособие, чтобы балдеть на нем до конца жизни, про то, как урезают пособия для больных людей, которым это реально нужно. Судя по характеру вопросов в зале для многих это все новая информация. Типа «А мы то думали, что у вас там Град на холме!». Впрочем, для России это все еще более актуально и нам предстоит осознать гораздо больше, чем англичанам и развеять еще больше иллюзий – нет и не может быть капитализма с человеческим лицом.

В фильме нет никаких заманух, за которыми зритель потянется в кинотеатр – ни известных лиц (большая часть актеров вообще непрофессионалы), ни красивых кадров, ни какой-то там офигенно закрученной истории, ни зауми. Но в одном ему нельзя отказать – он очень эффективно долбит по зрительским нервам молоточком, вот прямо как у Чехова («Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»). Еще когда главный герой разговаривал в первой сцене с доктором, я сразу догадалась, насколько его передергивает от возможности унижения и от необходимости просить о помощи. Он воспринимает это так же болезненно, как если бы другого пинали ногами. Его эмоциями проникаешься и в течении фильма прямо на каком-то животном уровне проникаешься раздражением, даже бешенством. И весь фильм ждешь, что вот этот «маленький человек», плотник сам возьмет в руки молоток и размозжит несколько черепов. Но нечего подобного, разумеется, не происходит, как не происходит в большинстве случаев в жизни - на такое способны только считанные единицы психопатов. Вместо этого плотник продолжает биться в бюрократическую стену, а потом незаметно для мира умирает в ожидании апелляции, успев оставить только имя, как доказательство, что такой существовал в принципе. Очень много доброты почти во всех героях говорит о том, что дескать, погляди, а человечки то в целом хорошие! Но доброта только оттеняет мрачность послания. Это бессилие, когда человек нечего не может сделать перед лицом системы (которая представлена не как какой-то там дьявольский фашистский режим, а как такие же маленькие люди с инструкциями) бесит больше, чем любая форма насилия. Кто-то уже объявил приемы, которые использованы в «Дэниэле Блейке» «эксплуатацией эмоций и страхов». Ну а что наша жизнь, если не эксплуатация? Кого мы видим в Дэниэле Блейке? Правильно – себя.
Tags: Британия, Канны, Кино
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments