Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Category:

Карабинеры /Les Carabiniers/ 1963

«В это тяжёлое время жандармерия взяла на себя тяжелое бремя заботы о развлечениях населения»(С) - при вручении повестки

Если не знать, что к этому времени у Годара уже были «Маленький солдат», «Жить своей жизнью» и «На последнем дыхании», то можно подумать что «Карабинеры» по нереализованному сценарию Роберто Росселини его дебют – какой-то ученический, незрелищный и неряшливый. А ведь он умел и тогда красиво выстроенные кадры и эффектные мизансцены. Но очень быстро понимаешь, что «одиссея» ублюдков с античными именам – фильм о войне, намеренно снятый так, чтобы эта война никому не понравилась. Все понимают, что нет вещи хуже войны, но в этом "хуже" и кроется свое обаяние. Слишком многие снимали войну красиво, слишком многие воспринимали ее красивой. Даже шок Первой мировой еще в 30-х переварился в «Великую иллюзию» Ренуара - фильм глубоко антивоенный, вместе с тем сводящий все к благородному поединку двух последних рыцарей ХХ века. Незадолго до выхода «Карабинеров» толком не воевавшие во Второй мировой патриотичные французы отправятся на войну за Алжир, в которой погибло до 1,5 миллиона человек (из них только около 25 тысяч воевавших на стороне колониальной администрации). Но эту бойню в сознании европейцев вскоре затмит разворачивающаяся Вьетнамская война. Вот снятые на этом фоне «Карабинеры» - попытка лишения войны романтического ореола и героики Фермопил.
А если так, то цели определяют форму подачи. В абстрактном государстве два провинциала завербованы в королевскую армию обещанием наживы. Вместо подвигов – мародерство и бандитизм. Вместо героической смерти – расстрел в каком-то сарае, который даже в кадр не войдет. Сцена в кинотеатре и чемодан с фотографиями, привезенный в качестве аванса, какую жизнь им посулили после войны – это уже прямое предупреждение автора о том, как опасно влияние визуальных образов и иллюзорной реальности. Но не это главное.
Часто говоря о Второй мировой, говорят о прусском милитаризме и германском военном духе. Но вот эти французы в фильме Годара – они кто вообще? И какой дух ими рулил? Если почитать письма немецких солдат с Восточного фронта, сама собой складывается та же самая картина – идейно мотивированных были то единицы. А остальные как раз вроде годаровских героев шли за землицей и профитом (ну эти еще за «бесплатными женщинами» и собственно ясно показано, что там один гармон играл). Вполне земная меркантильно-эгоистичная мотивация «маленького человека» - множества маленьких людей при полном непонимании собственных общественных интересов. Даже полном непонимании того, что правящие классы в отличии от таких «улиссов» классовым сознанием обладают, а стало быть, при всех разногласиях между собой . Поэтому нет нечего удивительного, что по концовке большие палачи между собой договорятся, пустив маленьких палачей в расход.
Tags: war, Кино, Франция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment