Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

"Ворон" /Le corbeau/ 1943, Анри-Жорж Клузо

Невозможно не почувствовать какого-то изъяна – признаков зла в добропорядочном маленьком городе или ощущения, что над тобой издеваются с вежливой улыбкой. Снятый немецкой студией «Continental» в годы оккупации Франции «Ворон» после окончания войны вызывал такой гнев патриотов, как очернительский и «антифранцузский», что был запрещен в прокате, а Клузо и автору сценария Шавансу выписали пожизненный запрет на работу (отменен через несколько лет). Тогда считалось, что он был произведен в рамках геббельсовской пропаганды для демонстрации немцам порочности и моральной деградации французской нации. На самом деле «Ворон» никогда не демонстрировался на территории Германии. Ведь люди, работавшие на ниве пропаганды и цензуры как раз очень хорошо поняли суть и, что немцам его крутить явно не стоит. Хотя бы из-за наглядной демонстрации механизма травли, анонимных писем (читай – доносов) и старого доброго языческого обряда по выбору козла отпущения. Но не только...
Этот двойной запрет, и со стороны Рейха, и со стороны родной Франции – не только клеймо, но и такой себе знак качества от социума, увидевшего, как в зеркале, само себя. И увиденное не могло ему понравится. Но в демонстрации убаюканной, уснувшей посреди воцарившегося хаоса и смерти Европы не столько обличение каких-то наций или населения стран, сколько определенного типа – обывателя, мещанина, «мелкого лавочника», с его стремлением к комфорту, к легким решениям в социальных вопросах, с ложным морализаторством, поиском «козла отпущения», чувством исключительности, способностью ощерится и объединившись с таким же, превратиться в толпу, которая как раз исключительности не терпит. Как раз тот самый класс, ставший опорой и для Третьего рейха, и для Вишисткого режима, та самая среда, где была распространен такой милый досуг, как написание доносов, та самая часть Европы, которая была готова к приходу фашизма. Маленький провинциальный городок оказывается слишком мал для поселившегося в нем зла. Проявившись благодаря «ворону» оно наказано, но так и осталось безнаказанным, отразившись в душах всех обитателей городка. Форма вязкого параноидального триллера-детектива позволяет заподозрить на роль автора анонимок каждого персонажа, включая детей (дети – будущие люди, а люди – это страшно, как намекает нам Клузо) и вовлекает в процесс угадывания и зрителя, что заставляет так или заподозрить зло и в себе. Так велит письмо подписанное «Ворон»
ЗЫ Самое неожиданное (это немного спойлер), что основным зачинщиком (их же было характерно много - типа "лиха беда начало" оказалась НЕ женщина, как могло бы показаться по нуарной атмосфере и содержании писем полных сплетнями и интереса к интимной жизни фигурантов.
Tags: Кино, Франция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мало били

    Реакция на рассказы о пребывании в колонии, куда отправили Навального, показательная. Многие люди у нас, значит, только сейчас открыли для себя,…

  • Может ли слепой вести зрячих?

    Поскольку в жж я долго не появлялась и в какой-то момент добавляла всех подряд, кто меня зафрендил, не вчитываясь, решила выборочно понять ху из ху…

  • "Мы не рабы, рабы вы"

    Увидела в жж ("transurfer", которая себя идентифицирует, как клиент психотерапевта): "Фотки из отпуска в соцсетях, где у терапевта, который на…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments