Сразу доложу – что сериал откровенно антифашисткий и там нет и сотой доли этой вашей «русофобии», как во многих НАШИХ фильмах и сериалах про кровавую гэбню, миллион изнасилованных Берией, «одну винтовку на троих» и «мясом завалили», которые показывали по государственным каналам и снимали при поддержке Минкульта. В какой орган писать надо было? В сабжевом сериале хотя бы тема гэбни не раскрыта и воевала Красная армия достойно.
Не буду подробно говорить о его художественных достоинствах-недостатках – обычный ТВ-фильм, без особого масштаба, но история сама по себе интересная. Руководствовались вроде реальными биографиями, но тут сложно сказать, что было на самом деле, а что является отсебятиной. Многое очень правдоподобно, но некоторые моменты кажутся не то, чтобы исторически недостоверным, а просто недостоверными в любой реальности и явно сконструированными ради эффекта. Но это уже по мелочи. Про расстроенные чувства интересней.
Во-первых, по поводу того, что поляки обиделись за своих сопротивленцев из «Армии Крайовой» (ну и Мараховский поддул в ту же дуду). «И вот отряд польской Армии Крайовой с криками «жиды паршивые, они как русские или коммунисты» оставляет состав с запертыми по вагонам евреями, не освобождая их, и изгоняет из своих рядов ценного соратника, оказавшегося евреем.» Ну так, при том, что их мотивация понятна, надо доложить, что это те еще сопротивленцы. Управлялась АК из Лондона тамошним правительством в изгнании и мотивация была одна – пересидеть и нацистскую Германию, и Советский Союз. Антисоветская и антисемитская риторика, действительно, использовалась и в хвост, и гриву в тех кругах. Несмотря на то, что среди них были убежденные антифашисты и люди, спасавшие евреев, еще до войны поляков прокачивали тем, что евреи – главные пособники «плохих большевиков». Отсюда результаты – очень многие думали так, как показано в сабже (в «Шоа» Клода Ланцмана об этом в избытке). Факты, что они местами нападали и на войска Красной Армии, и на еврейские боевые отряды, и на Армию Людову. То, что Виктору приходиться закосить под немца и врага Рейха, чтобы вступить в отряд АК (типа даже к этническому немцу лучше отнесутся) – это очень достоверный момент. То, что они его выгоняют из отряда, когда узнают кто он – тоже. Ну выгнал и выгнал (мог бы и убить, что тоже случалось, хехе) - а там так много евреев служило в Армии Крайовой? То, что они состав оставили - я так поняла, что они еврея проверить хотели, впрочем, может и действительно было плевать. Самый достоверное – что командир АК явно симпатизирует Виктору, но поскольку вынужден командовать и сотрудничать с массивом польского националистического жлобья, то придерживается линии партии.
Зато мало кто заметил того, как проехались то по американцам. Они же спасли и трудоустроили, наверное, самого омерзительного персонажа - нацистского преступника и гестаповца. Он потом поди в Америку так и уехал – продолжать свой кампф против Союза в рамках Холодной войны. Американцы много кого так вывезли, впрочем, и в самой Германии с денацификацией, как известно, что-то пошло не так. Что-то авторы все-таки читали по теме.
Еще из возмутивших всех сцен, там есть сцена, когда главному герою приказано расстрелять советского комиссара, он начинает что-то там бубнить про права военнопленных, но начальство ему говори, что поскольку Сталин не подписал Женевскую конвенцию, то с советскими военнопленными можно делать все, что угодно. И вот возмущавшие твердят, что это не правда. Так я знаю, что это неправда, но именно так это и объясняли (кстати, поздравляю тех, кто повторяет геббельсовкую пропаганду в наше время). А вы хотели, что герою сказали "Ты знаешь, вообще то это действительно противоправно и аморально, но ты все равно поди и расстреляй"? Они же хотят, чтобы он приказ выполнил, а не ломался.
Ну и, наконец, знаменитая сцена в госпитале. По критике есть ощущение, что все либо ее не смотрели и им напел Рабинович, либо они видели только ролик на ютьбе. Расстрел осуществляет несколько человек, ворвавшихся в госпиталь первыми - скорее всего они действительно отморожены и надеются, что никто не будет потом разбираться, отчего погибли эти немцы. Изнасиловать санитарку они как раз не успели - туда входит такой персонаж, как советская еврейка Лиля и говорит, что мол "вы позорите звание советского солдата, мы - освободители, а не насильники". Потом эта Лиля выдает героине пропуск и отправляет ее в Берлин, хотя эта милая санитарка, кстати, в свое время сдала Лилю, как еврейку нацистам. То, что Лиля Соню расстреляла – а что вы хотели? Соня сама все знала о себе и называла себя предательницей. У меня это вызывало совсем другие вопросы - как спаслась Лиля, как она стала офицером? Нам до этого говорили, что она врач, причем хороший врач. В последних сценах она появляется в форме а-ля НКВД и боевыми наградами (сомневаюсь, что их на передовой так носили). Так она врач или нквд-шница? Или типа универсальный специалист? А какой идиот послал ценного врача первым брать вражеские города? А главное (это единственное, что можно провести по ведомству русофобии) – там все показано так, как будто Лиля отпустила Шарлотту в порядке личной инициативы, а должна была расстрелять. Хотя это как раз расстрелять она ее могла разве что из личной неприязни, а по поводу работы с населением Германии существовали соответствующие директивы тов. Сталина, по которым обычную санитарку ну никак нельзя было грохнуть легально. Но вообще я думаю, что это надо рассматривать в контексте художественного замысла – когда Шарлотта спрашивает мол, почему ты мне помогаешь, то Лиля отвечает «Иначе это никогда не закончится». Да никто не говорит, что все советские озверели, но были, которые озверели и они понятны вообще то, но в целом никто их не уравнивал с нацистами.
Journal information