Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

"Наши матери, наши отцы" / Unsere Mütter, unsere Väter, 2013

«Наши матери, наши отцы» - немецкий телевизионный мини-сериал из трех серий о событиях Второй мировой, от которого бомбануло в свое время сразу у многих польских и российских граждан. Прочитала с российской стороны рецензий пять на тему – это просто нечто! Общий посыл критики – нацисты показаны хорошими, русские показаны недочеловеками и утырками, не отражены зверства фашистов, ну и сцена в госпитале (причем, есть ощущение, что большая часть только ее и видела или даже не видела). Вот КАК? Как можно смотреть и увидеть все именно так? Вот характерная статья Мараховского, совмещенная с доносом открытым письмом в МИД РФ, мол, русофобия, нацизм, «подняла голову фашистская гидра» - «Спасём немцев от повторения большой ошибки. О русофобском сериале про войну на германском ТВ» (открывайте сохраненную копию в кэше, там глюк на сайте, еще вчера все открывалось). И Еленский – «Показное благородство кровавых захватчиков»
Сразу доложу – что сериал откровенно антифашисткий и там нет и сотой доли этой вашей «русофобии», как во многих НАШИХ фильмах и сериалах про кровавую гэбню, миллион изнасилованных Берией, «одну винтовку на троих» и «мясом завалили», которые показывали по государственным каналам и снимали при поддержке Минкульта. В какой орган писать надо было? В сабжевом сериале хотя бы тема гэбни не раскрыта и воевала Красная армия достойно.


Не буду подробно говорить о его художественных достоинствах-недостатках – обычный ТВ-фильм, без особого масштаба, но история сама по себе интересная. Руководствовались вроде реальными биографиями, но тут сложно сказать, что было на самом деле, а что является отсебятиной. Многое очень правдоподобно, но некоторые моменты кажутся не то, чтобы исторически недостоверным, а просто недостоверными в любой реальности и явно сконструированными ради эффекта. Но это уже по мелочи. Про расстроенные чувства интересней.

Во-первых, по поводу того, что поляки обиделись за своих сопротивленцев из «Армии Крайовой» (ну и Мараховский поддул в ту же дуду). «И вот отряд польской Армии Крайовой с криками «жиды паршивые, они как русские или коммунисты» оставляет состав с запертыми по вагонам евреями, не освобождая их, и изгоняет из своих рядов ценного соратника, оказавшегося евреем.» Ну так, при том, что их мотивация понятна, надо доложить, что это те еще сопротивленцы. Управлялась АК из Лондона тамошним правительством в изгнании и мотивация была одна – пересидеть и нацистскую Германию, и Советский Союз. Антисоветская и антисемитская риторика, действительно, использовалась и в хвост, и гриву в тех кругах. Несмотря на то, что среди них были убежденные антифашисты и люди, спасавшие евреев, еще до войны поляков прокачивали тем, что евреи – главные пособники «плохих большевиков». Отсюда результаты – очень многие думали так, как показано в сабже (в «Шоа» Клода Ланцмана об этом в избытке). Факты, что они местами нападали и на войска Красной Армии, и на еврейские боевые отряды, и на Армию Людову. То, что Виктору приходиться закосить под немца и врага Рейха, чтобы вступить в отряд АК (типа даже к этническому немцу лучше отнесутся) – это очень достоверный момент. То, что они его выгоняют из отряда, когда узнают кто он – тоже. Ну выгнал и выгнал (мог бы и убить, что тоже случалось, хехе) - а там так много евреев служило в Армии Крайовой? То, что они состав оставили - я так поняла, что они еврея проверить хотели, впрочем, может и действительно было плевать.  Самый достоверное – что командир АК явно симпатизирует Виктору, но поскольку вынужден командовать и сотрудничать с массивом польского националистического жлобья, то придерживается линии партии.
Во-вторых, по украинцам. Я не знаю, что отряды Вспомогательной полиции с жовто-блокидными повязками забыли в Смоленске. Авторы, судя по всему, тоже. Могли, допустим, быть украинские солдаты, но полицию то обычно создавали из местных. Вот есть какое-то подозрение, что данный тренд (у Литтелла в «Благоволительницах», если помощники немцев, то только украинские) использования украинских коллаборационистов то там, то сям, даже где их географически быть не могло (я имею в виду не могло быть этих конкретных подразделений), раскрутили во многом сами украинцы путем прославления подобных сил.

Зато мало кто заметил того, как проехались то по американцам. Они же спасли и трудоустроили, наверное, самого омерзительного персонажа - нацистского преступника и гестаповца. Он потом поди в Америку так и уехал – продолжать свой кампф против Союза в рамках Холодной войны. Американцы много кого так вывезли, впрочем, и в самой Германии с денацификацией, как известно, что-то пошло не так. Что-то авторы все-таки читали по теме.
По поводу русофобии. «Зигующие русские дети» на оккупированной территории – собственно, эти дети «от горшка два вершка», в таком возрасте, когда человек косплеит то, что видит, немцы им еще и игрушки какие-то дарили. Почему же все злобные рецензенты молчат про то, какое ожесточенное сопротивление вызывает вторжение нацисткой Германии у советских людей, про диверсии, партизанское движение, про то, что один из героев прямым текстом говорит, что такого ада после Франции они не ожидали?

Еще из возмутивших всех сцен, там есть сцена, когда главному герою приказано расстрелять советского комиссара, он начинает что-то там бубнить про права военнопленных, но начальство ему говори, что поскольку Сталин не подписал Женевскую конвенцию, то с советскими военнопленными можно делать все, что угодно. И вот возмущавшие твердят, что это не правда. Так я знаю, что это неправда, но именно так это и объясняли (кстати, поздравляю тех, кто повторяет геббельсовкую пропаганду в наше время). А вы хотели, что герою сказали "Ты знаешь, вообще то это действительно противоправно и аморально, но ты все равно поди и расстреляй"? Они же хотят, чтобы он приказ выполнил, а не ломался.

Ну и, наконец, знаменитая сцена в госпитале. По критике есть ощущение, что все либо ее не смотрели и им напел Рабинович, либо они видели только ролик на ютьбе. Расстрел осуществляет несколько человек, ворвавшихся в госпиталь первыми - скорее всего они действительно отморожены и надеются, что никто не будет потом разбираться, отчего погибли эти немцы. Изнасиловать санитарку они как раз не успели - туда входит такой персонаж, как советская еврейка Лиля и говорит, что мол "вы позорите звание советского солдата, мы - освободители, а не насильники". Потом эта Лиля выдает героине пропуск и отправляет ее в Берлин, хотя эта милая санитарка, кстати, в свое время сдала Лилю, как еврейку нацистам. То, что Лиля Соню расстреляла – а что вы хотели? Соня сама все знала о себе и называла себя предательницей. У меня это вызывало совсем другие вопросы - как спаслась Лиля, как она стала офицером? Нам до этого говорили, что она врач, причем хороший врач. В последних сценах она появляется в форме а-ля НКВД и боевыми наградами (сомневаюсь, что их на передовой так носили). Так она врач или нквд-шница? Или типа универсальный специалист? А какой идиот послал ценного врача первым брать вражеские города? А главное (это единственное, что можно провести по ведомству русофобии) – там все показано так, как будто Лиля отпустила Шарлотту в порядке личной инициативы, а должна была расстрелять. Хотя это как раз расстрелять она ее могла разве что из личной неприязни, а по поводу работы с населением Германии существовали соответствующие директивы тов. Сталина, по которым обычную санитарку ну никак нельзя было грохнуть легально. Но вообще я думаю, что это надо рассматривать в контексте художественного замысла – когда Шарлотта спрашивает мол, почему ты мне помогаешь, то Лиля отвечает «Иначе это никогда не закончится». Да никто не говорит, что все советские озверели, но были, которые озверели и они понятны вообще то, но в целом никто их не уравнивал с нацистами.

Это просто основная тема фильма – озверение и невозможность для маленького человека выйти из глобального сценария. Два главных героя – два брата, один из которых военный, приходит на войну в чине лейтенанта и хочет воевать. А второй – интеллигент, штатский до мозга костей. Его и играет тот же мальчик (сейчас то он уже не мальчик), который играл аналогичную роль в «Напола» (Академия смерти). Ему поперек горла война, он пытается спасти еврейскую девочку, не хочет никого убивать, его все считают за слабака из-за этого, смеются, один раз избивают за то, что он специально закурил на посту, вызвав тем самым огонь на себя (креативное самоубийство – как и Напола, только там у него получилось). И в той еще стадии, когда речь заходит об убийствах военнопленных, ему говорят, что «русские тебя тоже могли бы убить», а он отвечает, мол, и правильно бы сделали – «однажды они научатся этому у нас». И вот этот же товарищ вскоре превращается в хладнокровного убийцу и карателя, которому вообще по фигу кого убивать – пленных, женщин, детей. Это все как раз очень хорошо показано - что даже самый гуманный человек, попав в мясорубку, станет ее частью. Если выживет, конечно, и захочет выжить. Что любой, даже брезгливый человек может работать хоть в морге, хоть в операционной, и вскоре перестанет замечать какой-либо дискомфорт. Не надо зарекаться и недооценивать великий эволюционный механизм человечества – способность психики к адаптации.
Кстати, интервью на эту тему человека, который стал прототипом Вильгельма Винтера – другого брата, единственного из пятерки, кто был жив к моменту выхода сериала. Не знаю, как в жизни было, но неудивительно, что в сериале именно этот персонаж с более рациональным восприятием (как человек действия, а не рефлексирующий интеллигент ) пережив нервный срыв под Курском, найдет силы выйти из сценария и дезертировать, хотя может показаться, что как раз Вильгельму это должно быть сложней сделать – там же установка, типа «надо быть лучшим», «стыдно быть трусом» и т.д. А второй так и погибнет, партизаня где-то в лесах уже после проигрыша в войне (причем, он заранее об этом знал) – суицидник же.
Нет никаких прирожденных убийц. Больных людей, которые балдеют от убийств, с гулькин нос, наверное, и их можно даже в расчет не брать. Не была большая часть немцев изначально боевыми роботами с кровавыми клешнями. Там и показано, что кто-то туда шел за наградами и военной славой, как Вильгельм, кто-то из патриотизма, кто-то потому, что ему пообещали землицу, кого-то туда потащили. Показан патриотический подъем начала войны и это правда. Потому что Гитлер до войны – это работающие заводы, это работа, это социалка, это идея исключительности Германии. Но так или иначе, меньше 40 процентов за Гитлера проголосовало - так с чего бы их все население Германии считать законченными уродами (а это не нацизм, не?) И не знаю, почему Мараховский называет пятерых главных героев «нацистами». Не были они никакими нацистами. Одна из героинь даже с евреем спит – какая же она нацистка?  А откуда нацизм у самого еврея? Собственно, он же первым понял, что быть беде и был против Гитлера. Интересней, что за Гитлера топил как раз его отец, который говорил, что служит в любом случае Германии и преследования прекратятся после победы в войне. И ведь были такие идиоты люди действительно (в то же время он тоже понятен). Там в общем всем досталось, а больше всего в этом профашистком сериале «про триумф духа» и «благородных захватчиков» досталось самим немцам. Почему рецензенты утверждают, что не показаны зверства немцев, причем не только по отношению к евреям, но и по отношению к полякам и русским? Это как-то надо было жопой смотреть что ли? Где они тогда вообще отражены, если не здесь?
Причем, Мараховский возмущается в одном месте, что главный герой рефлексировал, когда расстреливал комиссара, а в другом, что эсэсовец, показанный упырем, спокойно расстрелял девочку в затылок. И так не так, и этак не этак. Так как надо было то? Вот он в рецензии еще говорит с издевкой, что всех немцев принудили. Подразумевается, что все немцы воевали в постоянном угаре, в любой момент могли выйти из войны, не подчинятся приказами или осуждать режим открыто. Интересно, как он себе представляет это? Там же показано, что бывает с теми, кто хотел сблызнуть из заварушки или покритиковать дядю Адольфа. Таких с интересом заслушали в гестапо то. Почему не говорится о том, что тут показано, что коммунистов мочили с той же методичностью, что и евреев? Почему рецензенты не говорят о том, что обычно считается, что всю грязную работу делали ребята из СС, а Вермахт совсем другое дело, а тут показано, что вермахтовцы – это та еще жесть? И да, этим занимались обычные люди, собственно, так и было, простите. Короче, не читайте советских газет и никаких вообще не читайте.
Tags: кино и немцы, сериалы
Subscribe

  • Спасутся ли зеленые рыбки?

    Худиев накатал целую серию постов о вопросах этики. Я не буду пересказывать это все, но вкратце смысл заключается в том, что единственным критерием…

  • Че

    Запостим в обход моратория маленький отрывок из текста Юрия Лозы о Команданте (да, даже я не выдержала): «После победы Фидель хоть и…

  • Итоги. Ноябрь.

    В этом месяце фильмов было не так уж много и на большую часть я что-то уже написала. Тем лучше - меньше работы. Осталось немного расставить все по…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments