"Жизни врасплох". Один день большого города, только просыпающегося вместе с солнцем в первых кадрах и превращающегося в гудящий улей к зениту. Причем, даже не понятно о каком городе идет речь. Дзигу часто уличали в том, что он, как подобает истинному революционеру и новатору, нарушал даже собственные правила и догмы – вопреки тезису «жизнь врасплох», помимо эпизодов снятых в Одессе, там есть эпизоды, снятые в Москве, там использовались и профессиональные актеры, и раскадровки. То есть, некий план и идея у режиссера были. В чем же они? Камера фиксирует приметы старого дореволюционного мира – конные экипажи, толстых барынь навесивших на худенькую прислугу здоровые чемоданы. Но главные герои – это автомобиль, поезд, новая техника и новые люди. И конечно, человек с кинокамерой. «Я – киноглаз, я создаю человека более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам… и монтажом создаю нового, совершенного человека». Ни больше, но и не меньше (там это рождение нового человека даже буквально показано). Как написал какой-то чувак с рутрекера «Невероятный фильм. Простой и выразительный. После него улыбаешься до ушей, потому что прёт, и хочется пойти и делать что-нибудь офигительно крутое»
ЗЫ Фильм в свое время показывали под живую музыку, поэтому к настоящему моменту он разжился разными версиями саундтрека (есть даже версия Майкла Наймана), но по-моему лучшее – The Cinematic Orchestra - Man With A Movie Camera (2002), написанный по просьбе дирекции португальского кино-фестиваля.
Journal information