Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

"Фауст" Александр Сокуров


"Судьба Фауста – судьба европейской культуры. Душа Фауста – душа Западной Европы. Душа эта была полна бурных, бесконечных стремлений. В ней была исключительная динамичность, неведомая душе античной, душе эллинской. В молодости, в эпоху Возрождения и еще раньше, в Возрождении средневековом, душа Фауста страстно искала истину, потом влюбилась в Гретхен и для осуществления своих бесконечных человеческих стремлений вступила в союз с Мефистофелем, с злым духом земли. И фаустовская душа постепенно была изъедена мефистофелевским началом. Силы ее начали истощаться. Чем кончились бесконечные стремления фаустовской души, к чему привели они? Фаустовская душа пришла к осушению болот, к инженерному искусству, к материальному устроению земли и материальному господству над миром. (...) Так кончаются в ХIХ и ХХ веке искания человека новой истории"

Фауст умер, да здравствует гальванизированный труп его, шагающий по Европе, вроде не так давно сыгравшего в ящик призрака коммунизма. Это прогнозировал еще в начале прошлого века Николай Бердяев  - один из последних провидцев здешних земель, по нестранному стечению обстоятельств, нашедший последний приют в землях нездешних. В книге «Предсмертные мысли Фауста» он препарирует и нашего лирического героя, и Шпенглера, закатившего в своем известном труде Европу, и саму европейскую культуру. И итоги этих изысканий сложно назвать обнадеживающими (по крайней мере, для тех, кого касается, а касается оно много кого) - культура, освобожденная от духовного начала, превращается в цивилизацию, что есть уверенный шаг на пути к гибели ее и включение механизма на самоуничтожение - словом где-то уже встречался подобный алгоритм. Но прошел двадцатый век, век мировых войн и доселе невиданных способов уничтожения человеками человеков. Жизнь вроде как продолжается, несмотря на все на, что само по себе тот еще прецедент. Казалось бы, пора делать выводы, превращать воду в вино и возможно надеяться хоть на какую-нибудь перезагрузку. Но режиссер Александр Сокуров, заканчивающий Фаустом тетралогию о властителях мира сего, судя по всему, оптимист еще меньший, чем Бердяев и уж точно гораздо меньший, чем Гете, ибо наша повседневность, как известно идет по пути умножения зла.


Символично начав фильм с возмутившего некоторых чувствительных граждан и гражданок, члена крупным планом (ох неспроста, неспроста нам с первых кадров этим тычут), он переходит к вываливанию кишок. Проводит зрителя вздутым, поедаемым червями чревом города и разбитыми улицами к неприятного вида доктору, который копается в чужих внутренностях в поисках… Чего? А нечего. Автор не дает никаких намеков, что герой его искатель и стремится к бездне неизвестного. Фауст Сокурова всего лишь реализует нормальную обывательскую программу  -  чтобы все не хуже чем у людей, а может и чуть лучше. Чтобы денег побольше, да бабу покрасившее. И тут  приходится разводить руками и констатировать не совсем радостные факты - выдохся дух Просвещения 19 века, засохли чернила, которыми писались золотые букавы человечества - пишем собственной кровью. Закончилось время искателей, настало время потребителей. Анима поругана, душевные проблемы решает провизор. Се «итог всего, что ум скопил»…  Стремились к свободе и материальному благополучию, а получили одиночество, суету и томление духа. Перестали бояться Бога, одновременно потеряв страх и перед антиподом его. Утопили разум в пучину механистического мира. Заменили чудо разумом, получив вместо реальности данной в ощущениях бытие в невротических состояниях. Упразднили душу, предпочтя ей метания смертной плоти. Поелику смерти достойны, и прах к праху вернемся. А пока - скитаться вечно по свету, не зная, чего бы еще такого употребить, дабы не чувствовать себя настолько мертвыми.  Короче, простое человеческое умение херить душу за копейки в действии. Очередной проект «сверхчеловек» накрылся и слава кому-то там. Ну так он не фраер - с ним не поторгуешься..
Tags: Европа, Кино, кво вадис
Subscribe

  • "Нет, ребята, всё не так!"

    Из эссе "Приключения Чиполино" Джанни Родари не совсем о том, о чем мы думали" Михаила Золотоносова: "Есть мнение, что…

  • «Лебединая песнь»

    Роман «Побежденные» («Лебединая песнь») написанный внучкой композитора Римского-Корсакова, Ириной Головкиной,…

  • "1984" Оруэлла как зеркало идиотизма

    Дочитала на досуге роман «1984» Джорджа Оруэлла и натолкнулась на ролик с «анализом» оного от Рудого под названием…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments