«Одними из немногих английских учреждений, которые воссоздал у себя Гитлер» были британские паблик-скул, — отмечал директор школы Харроу, сэр Сирил Норвуд, подчеркивая тем самым заслуги английских школ... А директор паблик-скул в Лоуэстофт, обращаясь к британским читателям, назвал гитлеровские «наполас»* «немецкими паблик-скул» («Public Schools in Germany»)[12]. Подобного мнения в 1937 г. придерживался и директор другой английской паблик-скул Дж. Тейт[13]. В том же году этот же наставник паблик-скул заявил, что к «тому времени, когда парни из «наполас» Бакнанга начнут командовать... национал-социалистские правители будут обладать здравым смыслом в той же мере, в какой его приписывают британским офицерам, то есть станут настоящими белыми «пака-сахибами**»[14]. В 1938 г. мистер Роувен-Робинсон, делая в английском королевском институте международных отношений доклад о «воспитании будущих вождей нацистов», отметил, что нацистские заведения «во многих отношениях построены по образцу... английских паблик-скул»[15].
* «Наполас» (Napolas; Nationalpolitische Erziehungsanstalten (нем.)) — созданные в апреле 1933 г. учебные заведения для подготовки нацистской элиты. В «наполас» обучались подростки в возрасте 10—18 лет; формально «наполас» подчинялись министерству образования, однако старший преподавательский состав представляли члены СА и СС. По сути «наполас» являлись кадровым резервом нацистской партии и вооруженных сил (здесь и далее, кроме особо отмененных случаев, примечания переводчика).
** «Белый пака-сахиб» — особо замечательный и выдающийся белый сахиб.
Обергруппенфюрер СС Гейсмейер* также отмечал параллели между английской и нацистской воспитательными системами. В том же 1938 г. этот эсэсовский авторитет заметил, что «воспитательные средства и задачи (британских паблик-скул)... уместны и в наших заведениях[16]. Говоря о целях воспитания, нацисты утверждали, что в школах для элиты, наподобие английских паблик-скул они стремятся «вырастить будущих фюреров (Führernachwuchs)»[17]. Немного позже апологет нацистской педагогики Теодор Вильгельм (1906—?) гордо заявлял, что «наполас ближе всего стоят к британским паблик-скул», и обещал: «За несколько лет мы догоним британские паблик-скул»[18]. Роберт Лей** также предпочитал немецким кадетским заведениям соответствующие британские школы: ведь «Англия со своей итонской системой... построила мировую империю»[19]. Нацистские воспитатели подчеркивали, что «паблик-скул, как, например, Итон — оплот старой доброй английской традиции — призваны воспитывать фюреров подобных тем, которые... правят Англией и английской империей»[20].
(...)
в своей книге «Тевтонский остров. Восприятие Британии нацистами», опубликованной в 2000 г. в Cambridge University Press, Штробль отмечал, что даже в Германии 1920-х гг. «восхвалять британскую силу воли, решимость и жесткость, восхвалять британские паблик-скул, призванные воспитывать правителей и растить... лидеров, и подчиняться там, где лидировать невозможно, или приветствовать такие британские установки, как «это моя страна, права она или не права», значило очень точно предрекать дальнейший путь развития Германии...»
Мануэль Саркисянц. «Английские корни немецкого фашизма От британской к австробаварской «расе господ»

Именно в такую и попадает благодаря спортивным успехам главный герой, мальчик из простой рабочей семьи. Там же встречает друга – сына нацистского гаулейтера, нежный книжный мальчик, глубоко не согласный с нацисткой идеологией. Разумеется, что ни тому, ни другому для Напола не приспособлены, что они и продемонстрируют – один уйдя из жизни, другой уйдя из школы. Всех приспособленных отправят на фронт, где они и умрут за Родину и фюрера, как сообщат в титрах.
Добротное кино о подростках, но «Зло» Хофстрема мне понравилось больше – драматургически, и технически. Оно поставлено по мотивам автобиографического романа, который в Швеции является настоящим национальным бестселлером. У его автора - Яна Гийу, который под главным героем подразумевал себя, как выяснилось, совершенно офигительная биография – он оказался чекистом (в смысле, шпионом КГБ в Швеции). В 1973 мотал 10-ти месячный срок за разоблачение шведской секретной службе ИБ, которая занималась слежкой за коммунистами, но тогда нечего не доказали, кроме рассекречивания. В 2009 сам признался в сотрудничестве с КГБ, но дело так и не было открыто за истечением срока давности. Впрочем, к кино это уже не имеет отношения.
Journal information