Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

"Академия смерти" (Napola - Elite für den Führer) 2004 / "Зло" (Ondskan) 2003

Посмотрела два фильма об элитных частных школах. Вообще так знакомясь с сабжем по фильмам и книгам все больше складывается такое ощущение, что самое ужасное, что может случится с человеком в жизни – это попасть в такое место. Тюрьма, психушка или деструктивная секта типа Аум Сенрике уже начинают казаться более предпочтительным выбором. Серьезно, единственное произведение, где такого рода учебные заведения представлены в позитивном ключе, которое я могу сходу вспомнить – это «Гарри Поттер» (т.е. сказка), все остальные представляют их в качестве обители девиаций, психопатий и оголтелого фашизма. Писала как-то о «Если…» Линдсея Андерсена и «Расцвете мисс Джин Броди» Рональда Нима. По касательной тема задета в «Правящем классе». Разумеется, это все получило отражение не на пустом месте – достаточно вспомнить жирную тему «Джеймс Кэмерон и свинья». Явный отпечаток специфических форм воспитания и нравов британских паблик-скул и элитных университетов, рядом с которыми меркнут и зона, и армия с дедовщиной. И ведь, это, между прочим, реальный такой способ вывести отмороженного психопата, не способного к эмпатии, и не видящего разницы между добром и злом. Что собственно и востребовано для элит.
С «Напола» («Академия смерти» у нас) все изначально понятно – это про закрытое учебное заведение времен Третьего Рейха. Немного истории:

«Одними из немногих английских учреждений, которые воссоздал у себя Гитлер» были британские паблик-скул, — отмечал директор школы Харроу, сэр Сирил Норвуд, подчеркивая тем самым заслуги английских школ... А директор паблик-скул в Лоуэстофт, обращаясь к британским читателям, назвал гитлеровские «наполас»* «немецкими паблик-скул» («Public Schools in Germany»)[12]. Подобного мнения в 1937 г. придерживался и директор другой английской паблик-скул Дж. Тейт[13]. В том же году этот же наставник паблик-скул заявил, что к «тому времени, когда парни из «наполас» Бакнанга начнут командовать... национал-социалистские правители будут обладать здравым смыслом в той же мере, в какой его приписывают британским офицерам, то есть станут настоящими белыми «пака-сахибами**»[14]. В 1938 г. мистер Роувен-Робинсон, делая в английском королевском институте международных отношений доклад о «воспитании будущих вождей нацистов», отметил, что нацистские заведения «во многих отношениях построены по образцу... английских паблик-скул»[15].
* «Наполас» (Napolas; Nationalpolitische Erziehungsanstalten (нем.)) — созданные в апреле 1933 г. учебные заведения для подготовки нацистской элиты. В «наполас» обучались подростки в возрасте 10—18 лет; формально «наполас» подчинялись министерству образования, однако старший преподавательский состав представляли члены СА и СС. По сути «наполас» являлись кадровым резервом нацистской партии и вооруженных сил (здесь и далее, кроме особо отмененных случаев, примечания переводчика).

** «Белый пака-сахиб» — особо замечательный и выдающийся белый сахиб.
Обергруппенфюрер СС Гейсмейер* также отмечал параллели между английской и нацистской воспитательными системами. В том же 1938 г. этот эсэсовский авторитет заметил, что «воспитательные средства и задачи (британских паблик-скул)... уместны и в наших заведениях[16]. Говоря о целях воспитания, нацисты утверждали, что в школах для элиты, наподобие английских паблик-скул они стремятся «вырастить будущих фюреров (Führernachwuchs)»[17]. Немного позже апологет нацистской педагогики Теодор Вильгельм (1906—?) гордо заявлял, что «наполас ближе всего стоят к британским паблик-скул», и обещал: «За несколько лет мы догоним британские паблик-скул»[18]. Роберт Лей** также предпочитал немецким кадетским заведениям соответствующие британские школы: ведь «Англия со своей итонской системой... построила мировую империю»[19]. Нацистские воспитатели подчеркивали, что «паблик-скул, как, например, Итон — оплот старой доброй английской традиции — призваны воспитывать фюреров подобных тем, которые... правят Англией и английской империей»[20].
(...)
в своей книге «Тевтонский остров. Восприятие Британии нацистами», опубликованной в 2000 г. в Cambridge University Press, Штробль отмечал, что даже в Германии 1920-х гг. «восхвалять британскую силу воли, решимость и жесткость, восхвалять британские паблик-скул, призванные воспитывать правителей и растить... лидеров, и подчиняться там, где лидировать невозможно, или приветствовать такие британские установки, как «это моя страна, права она или не права», значило очень точно предрекать дальнейший путь развития Германии...
»

Мануэль Саркисянц. «Английские корни немецкого фашизма От британской к австробаварской «расе господ»


Именно в такую и попадает благодаря спортивным успехам главный герой, мальчик из простой рабочей семьи. Там же встречает друга – сына нацистского гаулейтера, нежный книжный мальчик, глубоко не согласный с нацисткой идеологией. Разумеется, что ни тому, ни другому для Напола не приспособлены, что они и продемонстрируют – один уйдя из жизни, другой уйдя из школы. Всех приспособленных отправят на фронт, где они и умрут за Родину и фюрера, как сообщат в титрах.

Добротное кино о подростках, но «Зло» Хофстрема мне понравилось больше – драматургически, и технически. Оно поставлено по мотивам автобиографического романа, который в Швеции является настоящим национальным бестселлером. У его автора - Яна Гийу, который под главным героем подразумевал себя, как выяснилось, совершенно офигительная биография – он оказался чекистом (в смысле, шпионом КГБ в Швеции). В 1973 мотал 10-ти месячный срок за разоблачение шведской секретной службе ИБ, которая занималась слежкой за коммунистами, но тогда нечего не доказали, кроме рассекречивания. В 2009 сам признался в сотрудничестве с КГБ, но дело так и не было открыто за истечением срока давности. Впрочем, к кино это уже не имеет отношения.
А фильм довольно сильный и эмоциональный. Дело происходит в Швеции уже в конце 50-х, но все то же самое, что в Наполе – и базары о высшей расе, и привилегированном классе, и такая же карательно-репрессивная система, основанная на подавлении и унижении. Только детей уже не пистюлят – в смысле, официально, учителя. Лупят главного героя дома (кстати, привет всем, регулярно пишущим мне в комменты о ремне, как о средстве «воспитания»!), а школе существует такая тема, как поддержание порядка самими учащимися – то есть, формально типа выходит, что сами учителя их формально никого не лупят. Какой порядок могут поддерживать подростки (заведомо имеющие меньше тормозов, чем взрослые), которых самих до того подвергали моббингу и насилию, понятно – да просто пестец, какой порядок! А главного героя даже еще жальче, чем в «Напола». Во-первых, потому, что его играет красивый мальчик, а красивых всегда иррационально жальче. Во-вторых, у него же проблемы с самоконтролем (снова привет, тем, кто считает ремень воспитанием – такие штуКки даром не проходят) и потому он выхватывает очень серьезно. В-третьих, в «Напола» было изначально понятно, что уход из школы – спасение, а тут у главного героя еще меньше ходов – невозможность получить образование в случае ухода и вообще не понятно где хуже – в школе или дома.
И одинаково омерзителен и этот отчим, и бесхребетная мамаша, которая позволяет бить своего ребенка и как в порядке вещей, и учителя, которые спокойно смотрят и жрут, когда при них устраивают косплей гестапо, и эти юные утырки на понтах. Потрясающие в своей отвратительности образы. Одного из них, кстати, воплощает (и хорошо) Густав Скарсгард,- ну вы понели, чей сын. Точно так же, как в «Напола», присутствует и позитивный смысл, и мотив преодоления - герой благодаря дружбе, находит выход там, где другие ломаются. Что не отменяет того, что репрессивная система, в общем и целом (особенно, если речь идет о людях молодых, с лабильной психикой) запросто воспроизводит сама по себя, формируя мышление психопатов, воспринимающих мир, как стихию войны всех против всех. Об этом много говорят, снимают и пишут, но все равно находятся те, кому это надо повторить. И вот да – говоря о чрезмерной (как вам кажется) жестокости европейских законов по части воспитания, следует учитывать, что они пришли в силу открытого пестеца в этой сфере буквально недавно (местами – до сих пор)
Tags: Германия, Кино, Швеция
Subscribe

  • «Hamilton» (Гамильтон), 2020

    Еще немного о культуре загнивающего Запада. Вот он, наверное, лучший мюзикл 21 века. Казалось бы - как можно рассказать о судьбе первого министра…

  • Обколются своей марихуаной(С)

    Послушала ролик Семина о загнивающей западной культуре (да она догниет уже когда-нибудь, концам-конец?) с очередным разоблачением рептилоидов от…

  • За шо боролись..

    Представьте себе трагедию человека, который стоит у истоков правого движения за консервативную революцию, читает Генона и Элиаде, пишет длинные…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment