Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Category:

"Тебе конец!" / You're Next / 2013

По нашим временам - штучный товар. Хотя бы с точки зрения развития жанра, который спит мертвым сном, поэтому выстреливает каждая более-менее удачная и небанальная вещь. Начало вполне тривиальное, все штампы присутствуют - многочисленное семейство приезжает в старый дом в глуши для совместного обеда. Очень быстро выясняется, что в глушь не так уж безлюдна, и кто-то объявляет на них охоту. Вот тут становится интересно, что становится квинтэссенцией саспенса. В хорроре обычно это зло - иррациональное и бессмысленное, у которого нет никакой мотивации, за исключением принципа равновесия - если есть плюс, то должен быть и минус. В этой устойчивой парадигме «дикая местность с какой-то дичью», которая режет добропорядочную американскую семью или компанию безобидных хипстеров, отражение страха городского человека перед незнакомой территорией, лишенной привычной городской институализации, который ведет к демонизации этой местности. Интересно, что многие жанровые фильмы, особенно ранние, вообще не дают ответа, как зло стало злом и почему – ублюдок в маске или какие-то хреновины из космоса прилетели. Но где-то начиная с 70-х, в прицел объектива начинает попадать «другая Америка» и зло обретает более понятные черты. «Последний дом слева», «У холмов есть глаза» Крейвена, «Избавление» Бурмана, «Техасская резня бензопилой» Хупера (где-то рядом уже нежанровые «Соломенные псы») приносят в кинематограф тему конфликта городских с сельскими и людьми других социальных классов (реднеки, гопники, бежавшие преступники), которые обычно представлены, как выродившийся результат инцестуальных связей, любо продукт порочной среды, либо военных и правительственных экспериментов (как раз "Холмы"). То есть прогресс и человеческое общество превращаются из средства спасения в угрозу или первопричину зла.
Еще один мотив, который начинает все чаще звучать в таких фильмах - озверение героя-обывателя и низведение его до животного. В тезисе о том, что различие между дикарем и человеком цивилизованным незначительно, и легко сходит в экстремальной ситуации даже есть что-то оптимистическое - дескать, мы не утратили свою природу и если надо будет, то ввалим кому угодно. И в то же время скепсис по отношению к человеческой природе, ведь герои побеждают благодаря тем же чертам, которыми надели и наиотвратительнейшие персонажи. Да это сглажено. У героев часто нет другого выхода и наши симпатии на их стороне, как бы нам не показали их в финале. В то же время, наивно считать, что в животное можно превратиться только на время, поэтому все равно зритель ловит себя на мысли, что однажды попав на территорию зла, ты уже навсегда останешься чудовищем, опасным хищником среди своих. Поэтому в кино в качестве масок зла и оппонентов главных героев все чаще выступают не всякие вырожденцы, мутанты, деклассифицированные элементы и реднеки, а точно такие же люди, как и другая сторона. «Хостел», «Судная ночь» или «Забавные игры» - это про то, как инициаторами насилия становятся добропорядочные на вид люди, буржуа и мещане. «Зло с нами, зло уже среди нас!».
«Тебе конец!» доводит этот принцип уже до апогея – люди-звери против обычных людей. Совсем не хочется наспойлерить потенциальным зрителям, но «кто есть кто» уже вообще не очевидно. Обывательская добродетель соскакивает быстрей, чем маски. Впрочем, у некоторых ее и вовсе не оказалось. Почти все действие происходит в пределах одного дома, который служит не только декорациями, но сам и используется сам в качестве оружия. Причем, хрупкой девушкой, проявившей себя знатоком хитроумных самодельных гаджетов и нестандартного использования обычных бытовых приборов. То есть, мысль о том, что мозги к борьбе все-таки подключать есть, но главное не это - все технические ловушки не сработают, пока ты сам не отыщешь животное в себе, став опасным хищником именно в человеческой шкуре. Лучшая шутка, наверное - «Я не смог на это смотреть, ты же знаешь, что я пацифист»
Tags: Кино, хоррор
Subscribe

  • "Манк" (Mank), 2020, Дэвид Финчер

    Забавно, что «Манк», будучи плотью от плоти Голливуда, полностью соответствует прозвучавшему там тезису о том, что в Голливуде вас…

  • "Кочующий фронт", 1971

    Небезынтересный фильм о гражданской войне в России и установлении Степно-Баджейской республики в колчаковской Сибири. Интересен в первую очередь…

  • Любовь

    Черно-белый финал «Сталкера» с монологом Фрейндлих о любви, такой простой и нелепый, в конце концов, сколько не смотри, оказывается…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments