Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Ровер /The Rover/ 2014

Мрачный постапокалиптик Дэвида Мишо, известного фильмом с самоговорящим названием «Animal Kingdom» («По волчьим законам») любят сопоставлять с «Дорогой» Джона Хилкоута. Но сравнивать удобней с «Предложением» Хилкоута с тем же Гаем Пирсом в главной роли. И там, и там – путешествие в «сердце тьмы» за неким макгафином и мир, вне цивилизации, где не существует Закона. Не в смысле, уголовного кодекса (это само собой), а в смысле иерархии высших ценностей - универсальной линейки, приложив, которую можно было бы понять, что есть человек, и, чем он, допустим, от пса отличается. Интересно, что ДОцивилизационное прошлое Австралии «Предложения» тут определенно кажется предпочтительней постцивилизационному будущему «Ровера». В фильме Хилкоута же однозначно показано, что уголовники и прочий сброд, ставшие основой населения Австралии, все-таки сохранили в этом животном мире некие рудименты морально-этических норм и пронесли их через поколения колонизации, тотального мочилова и «войны всех против всех» (там не зря сценарий писал Ник Кейв и столько библейских символов - и свое искупление, и свои крестные муки). В постапокалиптическом будущем «Ровера» же еще сохранились кое-какие признаки цивилизации – у них есть еще дороги, есть машины, есть бензин, за который все еще расплачиваются деньгами, пусть и ставшими условностью. Даже сохранилась деятельность кое-каких социальных институтов (преимущественного репрессивного характера). Но уже НЕЧЕГО человеческого на самом деле нет.

Так же как и в «Энимал Кингдом» там описано банальное озверение. Поданное не эффектно-театрально, дескать «смотри, зритель, какие ужасы!», а как самое обычное дело. Пресловутая «банальность зла». Как это случилось, что с «маленького человека» стерли защитную пленку гуманности? А черт его знает. Герой Гая Пирса рассказывает, как убил свою жену, но копы так и не приехали, а никакие муки совести его не мучили. Пойманный много лет спустя за совсем другие дела, он пытается своеобразно исповедоваться перед копом и за первое преступление со словами «Вы разве не понимаете, что нам все уже конец», но тот даже не делает вид, что пытается его слушать.
Самый ад в том, что нет на Земле никакого Ада – и если никакому условному Порфирию Порфирьевичу ты на фиг не нужен, и кошмары по ночам снятся, то почему бы и не забить на этику? Типы, которые угнали «ровер» у главного героя, ведь, кстати, определенно лучше него самого – окажись он в той же самой ситуации, он бы их убил без всяких рефлексий. С другой стороны, если бы они так же принципиально придерживались ритуала, неких правил принятых среди людей (единственное человеческое, что осталось у персонажа Гая Пирса и, между прочим, финал всех удивит), то они бы не оставили своего умирающего (как они думали) брата на дороге.

Добивает ощущение, что там не идет даже речи о личностной эволюции, как не может быть никакой эволюции у олигофрена, героя Патинсона – ни трансформации из «доброго» в «злого», ни обратно. Все герои просто существуют за пределами добра и зла. А если нет личностной эволюции, то значит нет и социальной – никакого прогресса. Даже 19 век, время колонизации Австралии с геноцидом и беззаконием, кажется не таким страшным, как мир показанный в «Ровере», ибо в 19 веке хотя бы была гипотетическая надежда и вектор в будущее. «Ровер» же – мир без будущего, мир с прогнившими абсциссами и ординатами. Люди летят в бездну, когда у них перерезана пуповина.

Как заканчивается роман "Дорога" у Кормака Маккарти:

"Когда-то в горной речке водилась форель. Было видно, как рыбы стоят в янтарной воде, а течение медленно покачивает их плавники с дрожащими белыми каемками. Рыбины оставляли на руках запах тины. Гладкие, мускулистые, напряженные. На спинах — замысловатые узоры. Карты зарождающегося мира. Карты и запутанные лабиринты. То, что назад не вернуть. И никогда уже не исправить. В глубоких впадинах, где прятались рыбы, все дышало древностью и тайной. А человечество еще только делало свои первые шаги"
Tags: Австралия, Кино, апокалипсис
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Непосредственно Каха!

    "Я на Кинопоиск писать никогда не ходил, но в этот раз точно напишу - кино от народа!" Обзор Бэдкомедиана на российский, если можно…

  • Мало били

    Реакция на рассказы о пребывании в колонии, куда отправили Навального, показательная. Многие люди у нас, значит, только сейчас открыли для себя,…

  • Может ли слепой вести зрячих?

    Поскольку в жж я долго не появлялась и в какой-то момент добавляла всех подряд, кто меня зафрендил, не вчитываясь, решила выборочно понять ху из ху…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments