"Конечно, я хотел покорить вершину. Но… Я живу в Детройте. Я бы вернулся в Детройт и сказал: «Я покорил Эверест». Мне бы ответили: «Эверест, да? Здорово. Кстати, ты слышал, как вчера наши сыграли с «Питтсбург Пингвинз»?»
Экспедиции-1996 много ругали за то, что у них было мало гидов, кислорода и т.п, а вот к чему приводит обратная ситуация - хорошее интервью с Симоне Моро (итальянский высотник, который вместе с Букреевым попал под лавину на Аннапурне и был единственным выжившим) в 2012 году об очередях на Эвересте (на Эвересте, Карл!):
«А сегодняшняя ситуация, при наличии такого большого количества людей, означает что вы должны двигаться со скоростью очереди, часто и долго ожидать продвижения вперед, кроме того спуск вниз тоже сильно затруднен, поскольку придется обходить множество людей; и с этим вы ничего не сможете поделать… Вот недавний пример такой очереди: 19 мая один из альпинистов погиб, использовав в этой очереди весь свой кислород (а это 9 баллонов!), и оставшись без кислорода умер от отека мозга …
Так что-же мне оставалось делать? Сыграть с Эверестом в «русскую рулетку»? Ну уж нет!
(….)
Я бы сказал, что все движутся на склоне в соответствии с той динамикой и «безопасностью», которая продиктована группой.
Может быть я ошибаюсь, когда не называю всех их альпинистами, они наверное считают себя таковыми… но я каждый раз поражаюсь до глубины души, когда наблюдаю на склонах Эвереста людей которые даже не знают как пользоваться жумаром! Они даже не могут открыть его и вщелкнуться в веревку.
Я поражаюсь людям, которые просят помощи и совета в одевании кошек находясь на Эвересте!
По моему мнению на Эвересте не должно быть новичков, тех кто платит огромные деньги, чтобы со всех сторон быть окруженным шерпами, помощниками, советчиками, и которые не могут ничего сделать самостоятельно.
Вся эта ситуация меня сильно напугала в ближайшей перспективе, и я принял правильное решение покинуть склон Эвереста на этот сезон».
Так лучше, да?
В эпилоге книги Кракауэра есть письмо от бывшего жителя Тибета:
Я шерп и сирота. Мой отец погиб на ледопаде Кхумбу во время доставки груза для экспедиции, когда ему было далеко за шестьдесят. Моя мать умерла в окрестностях Фериче, ее сердце не выдержало той тяжести, которую она взвалила на себя, когда несла груз для экспедиции в 1970 году. Трое детей в нашей семье умерли по различным причинам, меня и мою сестру послали на воспитание в США и Европу. Я никогда не вернусь на свою Родину, потому что испытываю к ней отвращение. Мои предки пришли в регион Кхумбу из долины, спасаясь от преследования. Здесь они нашли убежище в тени Сагарматхи, «Богини Матери Земли». Можно было ожидать, что они будут защищать эту святыню от посторонних.
Но мой народ избрал другой путь. Он помог чужестранцам пробраться к священной горе, надругаться над ней и, поднявшись на ее вершину, бахвалиться победой и осквернять самое ее сердце. Некоторые из них принесли себя в жертву, другие смогли спастись либо предложили взамен чужие жизни…
Поэтому я считаю, что именно шерпы виноваты в трагедии, случившейся в 1996 году на Сагарматхе. У меня нет никаких сожалений по поводу того, что я не вернусь обратно, так как я знаю, что мой народ обречен, когда есть такие богатые и высокомерные чужестранцы, которые считают, что им все дозволено в этом мире. Вспомните «Титаник». Тонет даже непотопляемое. И что значат жизни простых глупых смертных, таких, как Уэзерс, Питтман, Фишер, Лопсанг, Тенцинг, Месснер, Бонингтон, перед лицом Богини Матери? Вот почему я поклялся никогда не возвращаться домой и не быть участником этого святотатства»
В этом собственно все.
Journal information