Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Эверест / Everest , 2015


Сложно понять концепт авторов «Эвереста», судя по пафосу, снимавших фильм о героизме альпинистов, но на выходе получивших неплохую сатирическую драму о сбое в системе американской мечты и безграничности человеческой тупости. За последнюю версию говорят детали, о которых невзначай проговариваются герои фильмы, их флеш-бэки из прошлого, демонстрирующие идеальные, как с журнальной картинки семьи, от которых они поперлись аж на Эверест («когда я дома, то меня как будто туча накрывает, а тут, в горах, я счастлив»). Многое выглядит вообще как жестокий глум. Разумеется, смелостью альпинистов как таковых, нельзя не восхищаться – именно люди вроде них совершали великие географические открытия прошлого и плавали на край земли. В конце концов, умение карабкаться несмотря ни на что и преодолевать себя – это то, что делает человека человеком. Увидела в интернете слова Кракауэра, одного из участников экспедиции - «Попытка подняться на Эверест — по сути, глубоко иррациональный акт, торжество мечты над здравым смыслом». Хорошо, по-моему. Но фильм не столько об альпинистах и торжестве мечты, сколько о дэбилах-адреналинщиках, которые, то ли смерти себе искали (и, как водиться, нашли), то ли думали, что своими деньгами откупятся от стихии и смерти. Если по уму, то им следовало бы к психиатру ходить, а не на Джомолунгму. Как выглядит реальная экспедиция с самоговорящим названием «Горное безумие» в фильме - привозят группу обеспеченных полудурков на понтах и амбициями, и они идут, даже когда кровь чуть ли не изо всех дыр хлещет. А все потому что «я заплатил за это 65 тысяч долларов, а раз уплочено, то поползу» (примерно так и озвучено в фильме – я не шучу). Понятное дело, что «иррациональный акт» должен быть за гранью здравого смысла, но вот эта смесь голимого жлобства, понтов, ишачьего упрямства и тупости скорее уже просто за гранью бобра и козла.

Техасец в исполнении актера Бролина из «Старикам здесь не место» - это вообще нечто. Очень типажный такой товарищ, который вначале много понтуется, посмеивается, дескать, «да видали мы эти эвересты, я ж 6 раз в неделю в тренажерный зал хожу». Срубает героя еще на подходе – когда они идут по проложенной через пропасть лестнице, выясняется, что у него страх высоты (высоты!). Он оступается, инструктор Роб Холл его спасает, и тут техасец вместо «спасибо» выдает такую истерику, что припухли все, включая зрителя. Что за ним плохо следят, что он на такое не рассчитывал, что он заплатил 65 тысяч долларов, а раз так, то расступитесь горы. Холл вроде бы неплохой парень, но в этом месте всякий нормальный человек засунул бы эти деньги техасцу в задницу (ну не буквально, естественно) и отправил бы обратно в лагерь. Чисто чтобы однажды не пнуть говнюка с горы пинком под задницу – понятно же, что с истеричными говнюками, да еще и со страхом высоты, нельзя идти на Эверест. Вместо этого инструктор начинает чуть ли не извинятся и лебезить (ну деньги то уплочены! Клиент всегда прав!). Этот чисто американский бизнес-подход «клиент всегда прав» в конечном итоге его, собственно, и сгубит, когда он выбьется из графика, потащив наверх одного из идиотов, у которого уже ноги не шли, но навязчивая идея сделать сэлфи на вершине осталась. Еще одна стратегическая ошибка в силу мягкотелости и несамостоятельности – это то, что он вступает в какие-то соревновательные отношения с другим инструктором Фишером. При этом параллельно набиваясь в друзья. Уж не знаю, каким был настоящий Фишер в жизни - пишут, что на высоте у него начался отек мозга, в силу которого он стал принимать неадекватные решения. Но Джейк Джилленхол в этой роли с самого начала играет человека, у которого отек мозга от рождения и крупными буквами на лбу написано, что это смертник-камикадзе, который решил утащить на тот свет побольше фрагов.
Разумеется, все они огребут от главного героя этого фильма – Эвереста. Гора заберет их всех. Кроме техасца, который отделается ампутацией конечностей и носа. Там же на вершине выяснится, что главное для него все-таки жена и дети от которых он всю жизнь бегал в горы. И напрасно! Ведь жена – точная копия своего говнюка-мужа, ну идеальная же пара. Когда она узнает, что полуживого техасца притащили в четвертый лагерь на высокогорье, то начинает истерически звонить в посольство, угрожать судами, орать, что ее мужа аж по си-эн-эн показывают и если его сейчас же не доставят на вертолете (которые так высоко вообще то не летают), то им кранты. Я была безмерно удивлена, что она не пообещала дойти до президента и обеспечить бомбардировку Тибета, в случае, если тибетское правительство не рискнет вертолетом с какими-то туземцами, чтобы притащить одного белого богатого американца. И вертолет таки посылают. Тут мы видим другого настоящего героя картины (кроме горы) – безымянного тибетского летчика-аса, который сумел справиться с управлением вертолета в разряженной атмосфере и эвакуировать техасского полудурка из лагеря.
Ну и еще один герой картины – настоящий мужик Анатолий Букреев, который первым дошел до вершины, дошел до лагеря, потом вернулся обратно и в условиях снежной бури, выцарапал у смерти еще трех человек, за что получил премию Американского Альпийского Клуба имени Дэвида Соулса, вручаемую альпинистам, спасшим в горах людей с риском для собственной жизни. Потом они правда долго собачились с Кракауром в прессе, после того, как последний обвинил Букреева то в том, что тот оставил клиентов и бегал вверх-вниз, то что не использовал кислород из чистых понтов. В фильме этот момент отражен – «Английский воздух? Никогда не брал и сейчас не возьму». Это очень характерная деталь – в восхождении с баллоном нет никакой спортивной доблести. Топовый высотник никогда не будет им пользоваться. Это же читинг и профанция. Другое дело, что в коммерческих восхождениях, когда идут с клиентами, многие ими пользуются. Букреев не юзал баллоны принципиально, ибо считал, что использование баллона – это самый верный способ получить на высоте обрушение сил, если вдруг кислород в баллоне резко закончится, и почувствовать себя рыбой, выброшенной на берег. В принципе история «Горного безумия» скорее подтверждает, чем опровергает его слова – он смог смотаться несколько раз туда-сюда, подбирая людей. И его группа была единственной, где выжили все. И все это без маски. Просто сверхчеловек какой-то…
Вообще он даже в фильме абсолютно верно обозначил суть проблемы коммерческого альпинизма – «Того, кто не может сам подняться, нет смысла тащить в горы».

Вот его интервью, где он развернуто объяснил то же самое и причины трагедии 1996 года «Я сравнил себя с западными альпинистами. Они никогда не рискуют. У них за плечами кредитная карточка, банковский счет, дом в Калифорнии или на островах где-то. У него хорошая жизнь, он приехал отдохнуть. Чья-то ошибка может привести к гибели другого человека. В горах нужно зависеть только от себя, от своих сил, поэтому рассчитывать, что на большой высоте кто-то окажет помощь - это аморально» (....)В прошлом году я совершил, как я считал, неординарный поступок, когда спас людей. Ни один гид, даже из соседних, не вышел на помощь. Ясуко Намба погибла - никто не вышел помочь.

Понятно? В критической ситуации помогают реже, чем нет - бывает боятся, бывает реально не могут, да много причин. Пограничная экзистенциальная ситуация - это когда один на один только с собой. А наедине с собой далеко не каждый человек может стать Букреевым. Это годы работы, опыта и тренировок. А если человек всю жизнь работал почтальоном, и в голове дурной засела мечта сравниться с профи? И вот начинаются все эти "А ну-ко подайте мне еще баллончик", "А тут вроде должны были быть веревки", "А дотащи до вершины". Это никакое не покорение Эвереста, не «иррациональный акт», не экзистенциальный подвиг. Это профанация подвига. Чтобы подвиг был подвигом, человек должен рассчитывать больше на себя, а не на внешние обстоятельства – там, где человеческий фактор накладывается на мощнейшую природную стихию, вероятность умереть в эпицентре хаоса настолько высока, чтобы нормального неприспособленного человека оттуда сдуло еще на подходах. Хотя ненормальный неприспособленный, конечно, полезет – как полезла 47-летняя японка, которой уже пора о душе и пенсии думать, а не по горам гойдать. Восхождение на Эверест ведь явно не из категории любительского спорта, а результатом всего этого непрофессионализма, разгильдяйства, тупости, плохой физической формы, становится жизнь. Иногда не только своя, как в случае с почтальоном, который утянул за собой на тот свет еще двух человек.

Короче, это не тематика одноименной песни группы «Земляне»:

Это скорее тематика передач а-ля MTV «Хочу и баста», все этой телевизионной мазы, где н-р толстого парня срочно худеют, а потом пытаются раскачать, чтобы поставить на помост с бодибилдерами. А оно ему надо? А чего он раньше не начал, если мечтал об этой сфере? Смысл тащить дилетантов в профессиональные области. Но нет, вот это – «выше, сильней, дойди до вершины любой ценой. А я вот думаю, что если у человека адреналиновая наркомания, склонность к аутоагрессии и суцидальные наклонности, то лучше вздернутся дома, сэкономив деньги – на похороны там или для семьи, чем лезть на вершину. Она не простит. Поучительное кино.

ЗЫ В фильме присутствует и глубокая степень непонимания культурных особенностей, в сцене, где Букреев играет на баяне (или аккордеоне). Ну вот, скажите, какой нормальный советский альпинист притащит в горы баян, чай не свадьба? Нормальный советский альпинист - это только гитара, только хардкор.
Tags: Кино
Subscribe

  • Уловка-22 (Catch-22), 2019

    - «Уловка двадцать два» гласит: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно…

  • Меган М.

    Всё, что надо знать о Меган М. Первое фото не нуждается в пояснениях" Нервно присмотрелась к фото. Ожидала увидеть, как минимум,…

  • "Мочите всех, а там Господь разберет своих"

    Посмотрели «Трагедию в Уэйко» залпом за один вечер - я слышала об этом, а тут прямо прибалдела от подробностей. Очень полезный и…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Уловка-22 (Catch-22), 2019

    - «Уловка двадцать два» гласит: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно…

  • Меган М.

    Всё, что надо знать о Меган М. Первое фото не нуждается в пояснениях" Нервно присмотрелась к фото. Ожидала увидеть, как минимум,…

  • "Мочите всех, а там Господь разберет своих"

    Посмотрели «Трагедию в Уэйко» залпом за один вечер - я слышала об этом, а тут прямо прибалдела от подробностей. Очень полезный и…