Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Game of Thrones, 5 сезон

«Короче говоря, именно там созрел современный западный человек, и именно в этом смысле модель Средних веков может помочь нам понять то, что происходит в наши дни: крушение Великой империи сопровождается кризисом и неуверенностью, в этот момент сталкиваются различные цивилизации и постепенно вырисовывается образ нового человека. Этот образ прояснится только позже, но его элементы уже здесь, в бурно кипящем котле. (….) При всей внешней неподвижности и догматизме это был, как ни парадоксально, момент «культурной революции». Весь процесс, естественно, сопровождался эпидемиями и кровавыми побоищами, нетерпимостью и смертью. Никто не говорит, что новые Средние века открывают нам бесконечно веселую перспективу. Как говорили китайцы, когда желали послать кому-нибудь проклятье: «Чтоб тебе довелось жить в интересную эпоху». Умберто Эко «Средние века уже начались»

Новый сезон «Игры престолов», который пересказать кратко всего в трех словах - «победило опять Зло». Понятно, что этой нехитрой мыслью можно резюмировать любой сезон шоу и попасть в точку, но еще никогда зло не чувствовало себя настолько вольготно и победительно, поселившись не только вне, но и внутри слабых человеческих сердец. Сдается, что львиная доля успеха и писанины Мартина, и сериала, именно в демонстрации эпического противостояния бинарных оппозиций не на фоне единения «народов Средиземья», когда на часах без пяти минут п*здец, где если кто-то и оказался сукой, то это так - мелочь, небольшой сбой в работе системы. А в более понятном современному человеку мире (заметили, какая сейчас мода на Средневековье?) феодальной раздробленности и междоусобных войн, где все один сплошной сбой.

Мир, где короли и королевы мыслят большими цифрами и категориями немыслимого, отправляя тысячи безвестных статистов на залитые кровью арены. Где волки кажутся гораздо симпатичнее людей. Где жертвенность и героизм нечего не стоят, где единственный не эгоистичный персонаж, действовавший в общих, а не в личных интересах, получает за все старания кинжал под сердце. Красной (кровавой такой) линией через сериал проходит мысль о том, что мир в таком виде не заслуживает своего Спасителя сверху – не заслуживает доброго короля Арагорна, который объединит порочное и глупое человечество перед лицом общей беды. Не заслуживает Гэндельфа, который спасет всех путем многоходовок. Не заслуживает своего Фродо, который один возьмет на свои плечи общее бремя. Один в поле не воин, спасение человечества только в его руках - можно цепляться за комфортный мир своих иллюзий и умереть с ним, но только через боль, кровь, страдание и искупление, герои и могут что-то понять, изменить себя и стать сильнее. В этом же контексте можно понимать известную фразу Бейлиша, которую любят цитировать фанаты саги - «Хаос – это не провал, это лестница».

Он, естественно, говорит о своей собственной власти и пути наверх, ради которого он пойдет на все – на первый взгляд жестокая мысль, этакий социал-дарвинизм. Но ее можно понимать и более широко, как путь для всего человечества – только все вместе, став сильнее и мудрее путем проб и ошибок, человечество сможет пробить себе путь. Так ковались валирийские клинки, способные выдержать надвигающуюся Зиму и нашествие Ходоков. Так потихоньку на глазах меняются все персонажи «Игры». В этом смысле традиционная для шоу победа Зла только иллюзия – Господни жернова мелят медленно, но верно, Добро все равно свое выцарапает, хотя и действует непостижимыми простым смертным путями.

Кстати, забавно читать отзывы в сети, где многие были шокированы тем, что Бейлиш продал Сансу Болтонам, и оказались сломанными их представления об этом персонаже и какой-то его якобы «неоднозначности». Кто-то до сих пор не верит и считает, что Бейлиш нечего не знал о покупателе и любит Сансу. Ну блин! Всю эту его «неоднозначность», его отношение к людям, особенно женщинам, однозначно показывают с первых же серий. Именно эта загадочная «неоднозначность» заставила его сломать жизнь Кейтилин и разрушить ее семью, принести останки мужа и глумиться со словами «Судьба дала нам второй шанс», потом женится по расчету и убить жену. И т.д, и т.п. Санса ему нужна была только как «ключ к Северу», но сам он на ней жениться не может, поэтому отдает Болтонам, чтобы присоединить мечи Арренов к победившей стороне. И все он об этих Болтонах знал («О вас ходят слухи…»). Именно поэтому, помимо всех чисто меркантильных выгод от этого альянса, сказывается уже показанное данным персонажем психологическое стремление мстить людям даже после смерти – как он мстил Нэду Старку, видя в нем продолжение Брандона, так и отыгрывается на юной копии Кэйтилин, отдав ее отморозкам. Логика абсолютно больного и извращенного мерзавца, еще похлеще самого Рамси Болтона. Что в нем можно увидеть благородного и неоднозначного? Видимо это так харизма артиста Гиллена на неокрепшие мозги ванильных барышень действует, иначе просто необъяснимо. Но Санса усвоит этот урок, если выживет, конечно.
Кто пока плохо учится, так это все эти «короли по праву», которым все было от рождения дано и жизнь мордой по земле не возила. Такая типа умная и хитрая Марджери, получив вожделенную корону, расслабилась и совсем упустила, что ее муж – король-мальчик правит только на бумаге, вот-вот грозя перейти в статус заложника в собственном дворце, вроде императора Пу И. Вся мощь дома Ланнистеров, как выяснилось к пятому сезону, держалась на Тайвине. Тирион оказался отрезан от семьи и перешел на другую сторону, Джейме – инвалид и погряз в своих душевных травмах (впрочем, как политик, он и раньше был совсем плох). Сирсея своими неумными интригами рассорилась с Тиррелами, отправила армию с Киваном в Кастерли Рок и отдала важные рычаги каким-то упоротым фанатикам, а альянс с Дорном висит на волоске. Короче, не зря нормальные игроки вроде Бейлиша и Везириса больше не ставят на «семью львов» и все происходящее с ними закономерно.
Линия Станниса закончилась логично и правильно, как линия человека, который шел во всем напролом и до конца, потому что верил в свое предназначение и внушил себе, что он король по праву, просто не может не только проиграть, но и даже уступить в малом. Причем, у него были все шансы на победу, если бы он договорился о союзе с одичалыми. Беда в том, что это столкновение двух культур, двух совершенно разных мировоззрений – средневекового-феодального и более раннего, архаичного. Станнис хочет, чтобы Король за стеной преклонил перед ним колени, признав вассальную зависимость, как бы абсолютно не понимая, что для архаичного сознания, где все отношения основаны на горизонтальном принципе – это наивысшее унижение, которое подорвет к Мансу уважение его же народа. И не один из них не может выйти за пределы этих культурные границ: Манс в силу понимания объективных обстоятельств, Станнис – в силу упрямства, уверенности в том, что это «дикари», отсталые люди, которые должны жить по его законам, а не он должен пойти на компромисс. Это такой абсолютно безвольный герой, не способный сделать ни шагу вправо, ни в влево, ни, тем более, назад – на первый взгляд титан, но Зло им крутит, как щепку в водовороте – «так повелели боги», морок, короче, «не мы такие, жизнь такая». Вроде Макбета Шекспира, которым управляют силы рока и чистая жажда власти, в жертву которой он принесет и брата, и дочь, и собственную личность в итоге. Но положение собственно таково, что нет никакого Рока, Фатума, готовой судьбы, записанной в какой-то там Книге Судеб, а историй движут какие-то непонятные силы, часто случайные и неявные, захватывая в свое движение и судьбы малых мира сего, и великих.
Пятый сезон серьезно опустил образ Дайенерис (мы это предсказывали - полное разочарование, ну такая идиотка!), которая оказалась в ситуации триеровской Грейс в «Мандерлее» – мол, «я пришла, чтобы дать вам свободу». А кто тебя, прости, об этом просил? И какая-то жуткая непоследовательность действий с которой она то казнит «по закону» Безупречного (вызвав тем гнев бывших рабов), то уже по беспределу бросает драконам местного аристократа (вызвав тем гнев знати), а до этого без всякого суда распяла кучу семей рабовладельцев, некоторые из которых, как выяснилось, даже не причастны к развешиванию рабов. Хотя первого она казнила как раз за тот самый беспредел. В результате превратилась во врага номер один практически для всех, потеряла даже драконов и поставила Миэрин на грань гражданской войны.
На попытке сломать стену между разными мирами споролся даже в более понятной ситуации Джон Сноу. Таким образом «Игра престолов» полемизирует с гуманистическим преклонением великим героям и титанам. Человеческое, слишком человеческое правит всеми. «Убей в себе мальчишку» - убей в себе человека, который думает, что может быстренько выстроить мир в соответствии со своими представлениями о добре-зле и заставить людей по ним жить. Сноу может переродиться в Ахор Ахая (если авторы его пожалеют), но только Регнарек, неуправляемый Хаос, который идет в Вестерос с Севера, может переродить, обновить человечество и заставить его сделать выбор в пользу «валар дохаэрис» - «все люди должны служить». Зима близко, будьте бдительны!

ЗЫ Верим в Джона Сноу. Но, как там говорилось, если ты думаешь, что эта сказка для всех закончится хеппи-эндом, то ты невнимательно слушал.
Tags: сериалы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Автобиография", Агата Кристи

    Читаю сейчас автобиографию Агаты Кристи. Не думала, что можно так что-то читать и настолько не понимать. Все-таки викторианцы — инопланетяне.…

  • "За час до рассвета", 2021

    Пока левая, тоже-левая, подсриотическая и националистическая общественность месяцами обсасывала и громила за антисоветизм какой-то безобидный…

  • Особый путь

    Отечественные лоялисты очень любят упрекать либералов в русофобии и недобром отношении к народу — дескать, снова какая-то сука сказала, что у…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • "Автобиография", Агата Кристи

    Читаю сейчас автобиографию Агаты Кристи. Не думала, что можно так что-то читать и настолько не понимать. Все-таки викторианцы — инопланетяне.…

  • "За час до рассвета", 2021

    Пока левая, тоже-левая, подсриотическая и националистическая общественность месяцами обсасывала и громила за антисоветизм какой-то безобидный…

  • Особый путь

    Отечественные лоялисты очень любят упрекать либералов в русофобии и недобром отношении к народу — дескать, снова какая-то сука сказала, что у…