Ехидная и ерническая сатира Питера Медака - диагноз не столько «правящему классу» и даже не порядочкам у них там, в Британии, сколько современной цивилизации в принципе, вовсе не на христианских принципах построенной. От Ветхого Завета, дескать, ушли, а к Новому даже идти не собираемся. Сразу видно, что это экранизация пьесы - судя по всему, умной и актуальной (раз уж в Лондоне недавно снова ставили «Правящий класс» с Джеймсом МакЭвоем в главной роли). Такой текст сам по себе вытянул бы все, все остальное вторично, как бы не были прекрасны актеры, так точно изобразившие этот аристократический паноптикум. Начало фильма заставляет вспомнить «Идиота» Достоевского, только с британской эксцентричностью, шизовостью в диалогах и музыкальными номерами - при достаточно занятных обстоятельствах умирает английский аристократ, а наследником всего состояния становится его сын Джек, проведший большую часть жизни в психушках. Только Джек даже не идеалист вроде князя Мышкина, а настоящий псих в медицинском смысле, возомнивший себя Иисусом Христом, который вновь призван на Землю, для популяризации известного библейского принципа «Бог есть любовь». Родственникам такой мессия, проповедующий про любовь, рядом с собой, естественно, категорически не нравится, почему они его вначале женят на девице нетяжелого поведения, которую выдают за «даму с камелями», в которую Джек заочно влюблен, а потом решают признать недееспособным, чтобы окончательно засунуть в психушку. И вот тут с темой «Идиота» фильм окончательно прощается и выворачивает на рельсы социальной критики.
Если бы эти идеи транслировал обычный мясник, то его бы признали помешанным, а для представителя «правящего класса» и аристократа – это нормальный ход, слегка отдающий обаятельной эксцентрикой, как объясняет нам герой. Если этот абсурдный мир – дикие джунгли и опасные прерии, где нет никаких божественных установлений, а мораль исключительно на стороне сильного? Если до сих пор находятся люди, которые говорят о «генетической» неполноценности одних людей перед другими (н-р «вот дикари недостаточно умны/образованны, чтобы позаботиться о себе без белого человека» или «плебеи заслуживают гораздо более низшего положения, чем наследственная аристократия»). Если преступников наказывают только другие преступники и то только потому, что социуму в биос в записано, что такое хорошо и что такое плохо, и когда «нас бьют, то это плохо, а когда чужих, то хорошо», а вовсе не потому что эти правила порождены какой-то исключительной заботой о ближнем? Заключительные сцены фильма, где Джек выступает в Палате Лордов, зовя в «новый крестовый поход» и видит вокруг себя только гальванизированные трупы, уже не только диагноз, но и приговор обществу, поощряющему убийство, если оно совершено в белых перчатках и по приговору власть имущих. «Нормальный человек» неуязвим, самодостаточен и со всех сторон защищен. «Нормальный человек» берет в руки нож и.. И пусть хотя бы кто-то, не заглядывая в Евангелие и законы моисеевы, объяснит - в чем же он был не прав?
По поводу вот этого муз. номера.
Там последнюю фразу героя в нашем переводе озвучили как "Ворон ворону глаз не выклюет".
Мне понравилось, как написала о значении этой пословицы френдесса, ну то есть перевод даже более в тему, чем оригинал:
""ВОРОН ВОРОНУ ГЛАЗ НЕ ВЫКЛЮЕТ. Люди, связанные какими-л. общими (обычно корыстными) интересами, не предают друг друга, действуют заодно. — А ваши-то суды известные: ворон ворону глаз не выклюет..— Не те времена.. Нынче своего-то бойся пуще чужого. Мамин-Сибиряк, Авва. — Значит, вероятнее всего, в Думу пойдут помещики, капиталисты или их приспешники. Будут друг друга поддерживать.— Известно, ворон ворону глаз не выклюет. И. Козлов, Жизнь в борьбе."
Journal information