Он рассеялся в людях, потому что он бог и
исчез в них, и нельзя быть, чтобы его не было,
он не может быть и вечно в рассеянности, в
людях, вне себя»
Фразу из записок в эпиграфе можно воспринимать как отрицание, но в ней же и тотальное утверждение. Там же есть еще такая фраза - «Бог есть, бога нет. То и другое верно. Бог <стал(?) - нрзб.> непосредственен etc., что разделился среди всего ‒ и тем как бы уничтожился. А «наследники» его, имея в себе «угль» бога, говорят его нет ‒ и верно. Или есть ‒ другие говорят ‒ и верно тоже. Вот весь атеизм и вся религия». Все правы, и все Божьи наследники – и те, кто за него, и те, кто против. «Человеку нужен человек и это главное»
ЗЫ Виктор Ерофеев тоже как бы "отрецензировал" "Чевенгур" - там с середины где-то, это что-то. Я не могу просто не привести его мнения по вопросу:
"Чевенгур – это непонятная национальность, это вот те самые, которые с оружием в руках… Кстати говоря, и те чевенгурцы, которые в своем Чевенгуре уничтожили всех буржуев на радость всем, и прыгали, проскакали на одной ноге. И, вообще, просто говорю слушателям: прочитайте «Чевенгур» и вы поймете, в какой стране живем. Просто он воскрес, а мы сидим здесь и говорим: «Ой, как нехорошо!» Пришел президент, оперся на Чевенгур - все получилось у него, все сработало, но внутри. А, когда это выплескивается – там, конечно, сидят другие люди, которые, кстати говоря, посмотрите, в Западной Европе «Чевенгур» перевели и никто не понял. Во Франции продали 800 только всего экземпляров, 800. Они назывались «Дикие травы Чевенгура». Просто не поняли, о чем это. А мы все говорим: Платонов – это самый гениальный писатель. Почему? Потому что, в нем выразилась, отразилась ментальность нашего народа. И правильно – и вот она воскресла и в Донецке и в Донбассе, такой донбасский Чевенгур получился.
(...)
Просто государство - оно, как ни поразительно сейчас, оно оглядывалось и стеснялось этого Чевенгура, и оглядывалось на западные ценности. В общем, оно было с таким фиговым листком. А потом наши начальники отбросили фиговые листки, и на этом срамном месте вырос Чевенгур.
(...)
Я считаю, что этот самый замечательный Чевенгур, то есть та ментальность российского народа, которая описана у Платонова, и которой все – этой ментальности – аплодировали, вот Дванов,Копенкин – там масса очень интересных персонажей – они, эта активная часть нашего населения… ну, есть такое пассивное большинство и такие «пофигисты», которых, в общем, растворила советская власть и вывела в нищету идейную, а вот, если собрать боевое крыло в хорошем смысле, то, в общем, это те идеи именно такого архаического сознания, но оно процветало всегда. Ведь, надо сказать, что такое «Черная сотня»? Большая организация русского народа. Это тоже архаические… в начале века. Царь их поддерживал. Царь поддерживал «Черную сотню», Путин Чевенгур поддерживает. В общем, ничего не изменилось.
Мне кажется, что беда заключается в том, что, когда мы верили, что можно демократическим способом изменить Россию – проголосовать и все проголосуют за Навального или за Прохорова, то это была иллюзия. То есть проголосовав, то бы, скорей, был бы Стрелков или эти ребята, которая там… Бородай – там такие лица же, господи! – их в кино же снимать надо. Там нужно срочно делать фильм про вампиров.
А, что касается этих иллюзий, то он сейчас немножко так… Но мы-то тогда остаемся – я имею в виду образованная часть общества – без опоры всякой. Так на кого опереться? На самих себя? Так что ж, тогда нам надо диктатуру либерализма делать в нашей стране?"
Я не буду это комментировать, ок?
Journal information