Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Больница Никербокер /The Knick/ 2014



Обманчиво позиционируемый как типичный процедурал, этакий «Доктор Хаус» начала прошлого века, «Больница Никерброкер» первыми же кадрами ввергает в другую реальность. Очень натуралистичная сцена неудачного кесарева сечения с попытками зашить роженицу, реками крови, ее смертью вместе с ребенком, сцена приема наркотиков и самоубийство – это только минут 15 в начале, но дальнейшее показывает, что это еще не предел в области демонстрирования жути. Весь сериал две мысли роятся в голове. Первая – это та, которую высказал герой Клайва Оуэна - наподдать самому Господу-Боженьке, победить естественное течение вещей, а «человек» - звучит все-таки гордо. Срез общества, который рисует Содерберг (прекрасные, к слову, персонажи – от главных героев до второстепенных вроде монахини, санитара со скорой или санитарного инспектора) иллюстрирует очень оптимистичную на первый взгляд мысль. Оптимистичную в первую очередь для нас, живущих, как бы не мелочно это звучало.

Сейчас жутковато осознавать, что еще каких-нибудь сто лет самые простейшие операции вроде удаления грыжи или аппендицита считались настоящим чудом в случае удачного исхода, ренген был диковиной, а первопроходцы в области - настоящими подвижниками, которые шли вперед на ощупь, вслепую и, в общем, действительно многого добились. Если в «Хаусе» самая запоминающаяся серия, связанная с родами, была о том, как ребенку делали операцию прямо в животе у роженицы, то тут лейтмотивом первых серий является то, что герою теряют одну женщину за другой на операционном столе, что в конце концом и сломило главного хирурга. Сейчас такую операцию проведет любой дурак с медицинским дипломом в самой захудалой провинциальной больнице. Как после этого не уверовать в прогресс? «Если мы долго будем биться головой в стену, то рано или поздно мы ее пробьем» - как говорит доктор Тэккери. Но это только тезис, который предстоит доказывать на протяжении первого сезона. А между тем, для зрителя с самого начала не секрет, что с доктором Тэккери происходит и на какой стадии он находиться – это секрет только для него самого.

Так вот контр-тезис в том, что человек на самом то деле слаб, ничтожен и все равно нечего до конца не поймет. Да, зритель с ужасом смотрит на тогдашний уровень медицины, в душе радуясь «как хорошо, что мы живем в просвещенное время, в 21 веке». Вопрос в том, что зритель 22 века, который будет смотреть «Доктор «Хаус» скажет то же самое (если только человечество не замутит что-нибудь вроде ядерной войнушки и не запустит прогресс вспять). Когда доктор Хаус отправляется в клинику для лечения наркомании, то мы знаем, что врачи сделают все возможное, а остальное зависит от его воли и желания. В «Никельброкере» страшная наркоманическая улыбка под героином от фармацевтической компании производящей ныне аспирин не оставляет сомнений, что это конец во всех смыслах и главный герой обречен вне зависимости от своего желания, воли или ума. Обречены все персонажи – и жена Гэллинджера, которую калечат варварскими методами, и сам Гэллинджер, который вряд ли сможет собраться после всего случившегося, и чернокожий хирург, который лезет из кожи, чтобы пробиться. Но у них у всех нет шансов. Просто всем героям «повезло» родиться не в том месте и не в то время. Да, сейчас в США не стоит настолько остро проблема сегрегации, женщины не бесправны. Да, человек научился худо-бедно лечить сифилис и туберкулез, делать самые сложные операции. Только он по-прежнему бессилен против многих других видов заболеваний – диабет, гепатит, да даже банальная аллергия или астма! Увеличившаяся продолжительность жизни столкнула нас с болезнями, связанными с возрастом – Альцгеймер, Паркинсон, сократившаяся детская смертность заставляет работать над генетическими болезнями. Люди все так же умирают от рака или от сердечно-сосудистых заболеваний, о СПИДе можно даже и не упоминать.
А ведь и в начало века не воспринималось теми, кто там жил, как печальная, полная отчаяния эпоха, тем более, в Нью-Йорке. Наоборот - это только потом две мировые войны навсегда похоронят надежды на безоблачное будущее, оставив в душах целых поколений неизгладимые шрамы. А тогда научно-технический и социальный прогресс шагали семимильными шагами, и казалось, что лучшее, конечно, впереди. Все всегда впереди, но человек отстает. И всегда будет отставать, прогресс – это морковка, за которой бежит ослик. Есть надежда, что завтра будет лучше, но не повезти лично тебе может уже сегодня. Можно заболеть инфекционным заболеванием не входя в группу риска, можно попасть в разряд «исключительных случаев», в 1% тех, над кем доктора разводят руками при 99% излечиваемости, да мало ли что может каждого подкосить? Вот просто тупо не повезло - так выпала монетка, а медицине больше черных дыр, чем в Космосе. Так что, какая разница лично тебе, глупый человек, молящийся на прогресс? После восьмой серии, когда происходит страшная бойня на расовой почве, то становиться понятно, что цивилизация, все наши науки и прогресс есть тонкий слой льда над бездной, а человек – просто животное, кусок мяса, управляемый силами, от него подчас не зависящими. Короче, можно констатировать, что победило опять зло. В то же время, несмотря на мизантропию, в заключительных сериях первого сезона есть и зыбкая надежда, и сильнейший гуманистический посыл. В падении героев не виноват никто - они ломаются в тех условиях, в которых любой бы сломался. Их всех жалко, но «человек» на самом деле звучит гордо, как то, за что следует бороться. Именно в силу того, что в своей слабости, уязвимости, вере в то, что борьба с ветреными мельницами – не пустое дело, упрямстве и гордыне, короче всем то, что именуется «человечностью», умудряется жить и выживать, как вид на этой в общем то так скверно обустроенной для жизни планете.
Tags: сериалы
Subscribe

  • "Framing Britney Spears", 2021

    Вы разочаровали многих людей, в том числе лично жену губернатора Мериленда"(С) В феврале этого года The New York Times выпустили большой…

  • "Черное зеркало" по-нашему

    Узнала о существовании в глубинной России "треш-стриминга" - это когда над человеком издеваются за донаты. Лучше бы не знала и жила в…

  • "Людоед" (1992 г), реж. Геннадий Земель

    Скрин - реакция зрителя на фильм "Людоед" 1991, подлинный отпечаток своего безумного времени на пожелтевшей пленке "Свема". По…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments