Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

«Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России»


Как эстеты и всячески культурные люди, сочли своим священным долгом сходить на выставку «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» завезенную в нашу большую деревню. Почему то подумалось, что модерн сейчас самое актуальное искусство. Оно как появилось в начале прошлого века со своей болезненностью и изломанностью, зафиксировав агонию «бель эпок» перед адом Первой мировой, так и становилось востребованным в переломные времена. В России уайльдовскую Соломею в 1917 году ставили сразу два театра, до этого кто только не пытался поставить, ибо тема буквально захватила всех и Бакст эскизы рисовал. А потом на смену ему пришел чОткость конструктивизма – задачи понятны, страну надо поднимать, декаденство пока отложим. И вот так всегда – модерн приходил в периоды всяких культурных сломов, пронизанных отчаянием, страхом и неопределенностью. У хиппи в 60-х, кстати, был очень популярен, но у нас в стране я помню, как он был популярен в 90-х:


Это прочитывалось и в музыке, и в кино, и в изобразительном искусстве, и в архитектуре (о, я помню всех этих заказчиков, которые приходили к маме и в 99% они хотели именно модерн, хотя и редко могли это понятно сформулировать). Такой провинциальный, часто дурновкусный, но все-таки неистовый модерн, как идеология. А к нулевым снова рассосалось и началась эра хайтека. Но поскольку хайтек для жизни и вкусов обывателя приспособлен еще менее, чем конструктивизм, то его быстренько сменил эклектизм. А сейчас, как я погляжу, интерес к модерну снова просыпается и что-то такое декадентское витает в воздухе… То есть все убыстряется – мы проходим те же самые этапы намного быстрей.
Только мне модерн всегда был близок по форме и содержанию вне зависимости от всех мод и погод. Вытащила вот из какой-то статьи по искусству:

«Сперва Бердслей набрасывал композицию карандашом. в общих чертах, покрывая бумагу на первый взгляд каракулями, которые постоянно стирал и потом снова наводил, пока гладкий бумажный лист не превращался в решето от резинки и перочинного ножа; по этой-то шероховатой поверхности он и работал, золотым пером, оставляя тонкий след тушью, часто совершенно игнорируя сделанные до того линии, потом тщательно вычищаемые. Таким образом все зарождалось, репетировалось, исполнялось на одном и том же листе. Бердслей отделил свет от тьмы. Для света - белая бумага, для тьмы - черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивителньную силу. Только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши.

В работах Бердслея - его характер, его собственное видение окружающего мира. Как например, все шестнадцать рисунков к "Саломее" самостоятельны и не связаны с текстом, но тем не менее трудно найти более точный комментарий к духу и стилю Оскара Уайльда и трудно найти в мировом искусстве библейскую Саломею более выразительную, хотя Бердслей и надевает на нее парижскую шляпу, а в финале хоронит ее в серебряной пудренице»


Кстати, по Уайльду – в России давным-давно уже вышла очень хорошая и подробная биография, написанная Ричардом Эллманом. Рекомендую к прочтению для осмысливающих все это

Tags: галерея
Subscribe

  • "Мечеть парижской Богоматери"

    От поста о рецензии Крылова на книгу Елены Чудиновой «Победители» была такая бурная реакция и у меня в жж заскакали чудиновские…

  • "На словах ты Лев Толстой…"

    Кантор, как истинный католик и большевик, накатал пост в стиле «Лучший вид на этот город – если сесть в бомбардировщик». Со…

  • "Белые Боги"

    Размещу тут, помнится в прошлый раз тут знатно потусили пациенты. Английский националист, которому не повезло родиться "русским…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments