«Эти люди, повинуясь именно каким-то внутренним убеждениям, не дают этому напору ослабнуть — на радио, по крайней мере, и они видят в этом свою сверхзадачу. Там, внутри редакций, уже сложились за эти годы свои идеалы, их можно назвать реваншистскими. Ненависть к Америке и взбунтовавшемуся «младшему брату», глобальная мечта о «компенсации травмы». Все то, что они лет пять назад обсуждали в курилках, теперь можно говорить в эфире. Это выросло путинское поколение, неосоветское.
Большинство из тех, кто все это говорит в эфире, — люди молодые, от 20 до 30 лет.
Тут нет, в общем, ничего удивительного. Они с детства видели фильмы, прославляющие СССР: ведь у нас так получается, что любой сериал, даже про ГУЛАГ, даже по Солженицыну, являлся скрытой ностальгией по советскому времени. Все это казалось безобидным — но на самом деле имело огромное воздействие на поколение, выросшее при Путине, которое, оказывается, поняло это так, что СССР был лучшей страной и его надо вернуть.Недаром в рекламе «Сникерса» (футбольной) двое из массовки стоят в майках с надписью «СССР»: компания знает, что это реальный массовый потребитель 20—30 лет. Работники радиостанций являются такими вот молодыми людьми в майках «СССР». И как было не появиться этому поколению, если «РСН» 10 лет назад назвалась «Русское радио — 2» и крутила советские песни 24 часа в сутки; и слоган там был «Наша родина — СССР». Собственно, это результат путинской пропаганды, но она породила вовсе не путинистов, а реваншистов гораздо более радикальных, чем Путин. Путин для них является не богом, а компромиссом; богом является Стрелков. И когда они по сути ругают Путина «за нерешительность», они служат высшей идее, являющейся логичным продолжением того, чему их учили в детстве. Это неудивительно опять же — потому что их единственной настоящей религией была война. И эти постоянные сравнения с Великой Отечественной — «котел как сталинградский» — это все тоже странный, непредсказуемый результат пропаганды, которая вроде бы славила подвиг народа, а фактически породила милитаризм. По сути эти дети не знают мирной этики, никто и никогда не говорил им, что в современной жизни может быть что-то, чему можно служить и верить. И вывод тут такой: даже если какие-то команды «притушить градус» сверху спускаются, они попросту игнорируются на местах, на низовом уровне — власть в идеологическом и, я бы даже сказал, духовном смысле уже не контролирует СМИ. Она сталкивается с тихим массовым сопротивлением этих людей.»
Так вот чего хочется по этому поводу – глупый, малый да пьяный скажут правду. Архангельский, вероятно, немного дурковат или ментально пьян, раз такое прямо пишет, а впрочем, какое там «вероятно»… По идее автора, в этом месте на читателя, даже будь он последним ватником, должно повеять чем-то настораживающим, чем-то жутко-инфернальным. Дескать, да что Вы говорите, последние годы взрастили поколение больших реваншистов, чем Путин? Реванш за что? За то, что столько лет превращали Россию и Украину в колонии и гетто, разбили единый народ? Выросло "такое" поколение? Ну и слава Богу! «Ненависть»? Это у них то ненависть? Ну вот честно, а? Чего к другой то стороне не обращаемся? Какого вообще черта кого-то больше беспокоит не то, что людей убивают и лишают крова над головой, а то, что пишут в газетах и показывают по тв? «Этика войны» не нравится? Так почти никому она не нравится, но так это данность и нет другой этики во внешней политике, если вам не довелось родиться в маленьком швейцарском кантоне в самом сердце Европы. У меня есть подозрение, что людям в Донецке сейчас тоже не нравится этика войны и сама война, а Архангельского больше беспокоят ТВ и советская эстетика, негативно воздействующая на его эстетические чувства. Этика войны - это вовсе не российское явление, кстати. Идея о едином цивилизационном пространстве, едином стандарте, в который как в прокрустово ложе, следует привести человечество – это то, что всегда витало над Европой и позже перекинулось на другой континент. Еще со времен Древнего Рима, наследницей которого является Европа. Со времен Вильгельма Завоевателя и походов Фридриха Барбароссы. Англо-бурские и зулусские войны. Индокитай, Алжир, Конго, Афганистан, Иран, Ирак, Вьетнам, Цейлон, Бирма, всего не перечесть. Английские колонии, португальские колонии, испанские колонии, да до хрена… Теперь спросите - как повезло счастливчикам, которые попали под каток такой «мирной этики»?
Вот мне иногда тоже хочется подумать обо всем происходящем с ДНР, как о какой-то игре, не нами придуманной, сказать, что в гражданской войне не бывает победителей, «я ни за кого», «хер вас уже поймешь» и разбирайтесь, короче сами. Я то не призывала никогда к войне, я, пока это казалось небезнадежным, пыталась тут только урезонить тех, кто приветствовал ввод войск на Юго-Восток и говорила, что лучше бы решили миром, попытались договорится, избежать жертв. Не надо мне говорить, что если бы противоположная сторона сложила оружие, то война бы закончилась - та любая война бы закончилась, если бы одна из сторон сложила оружие. Может быть прежде нужно понять, чего хочет эта сторона и что это желание в общем то законно? Короче, теперь я буду вспоминать этот текст и все больше понимать свою позицию, убеждаться в ней. Вот так всегда и поэтому я так не верю в конспирологические теории – нам не дано предугадать, как отзовется даже наше слово, не то, что действие. Сто раз такое было, что умные люди и лучшие дипломаты, за которым стояли целые империи что-то решали, но результат их действий оказывался совершенно противоположным, а историей управляла некая общая идея, которую общество носило в себе, было как бы беременно ей. Прав будет тот, кто поможет обществу разродиться. Как сейчас Архангельский хотел сказать - «ужас-ужас, дикие люди хотят в совок», но весь текст рождает совершенно обратные мысли у большинства людей. Значит им так нравится, значит подобная модель (там же могут быть и вариации, как и у любой демократии, кстати) им симпатична - успокойтесь, Александр Николаевич Архангельский (я его могу по имени-отчеству - та делов то!) и сядьте на свой табурет. Как путинское правление привело к появлению общественных настроений скорее всего вопреки себе. Так и вся эта движуха на Украине привела к тому, что появляется все больше людей, которые больше не могут жрать ту чушь, которой их кормили все эти колты, правительства. Мир вообще странен и ужасно непредсказуем. Кстати, этот «Игорь Иваныч» (Стрелков), насколько мне известно, является не сторонником СССР, а наоборот – монархистом и симпатизантом Белого движения (поправьте, если ошибаюсь). Но если факт существования этого человека помогает «массово сопротивляться» и укрепляет идею о более честном устройстве, о том, что социумом должны править не корпорации, не олигархи, случайно урвавшие при переделе, а народ, то я за Стрелкова. Как я буду за любого, кто будет способствовать укреплению этой идеи. Мне, вот лично мне сто лет не нужен Донецк, я просто считаю, что люди должны сами решать как им лучше жить на своей земле. В Москве, в Донецке, в Киеве. Везде. В каждой стране. Вот это и есть свобода, а не выбор между порошенко и тимошенко. А если кому-то это не нравится, то ему придется утешаться мыслью, что он такой продвинутый, цивилизованный и прогрессивный, а остальные - быдло и вата. Да им плевать на неодобрение со стороны. Уж лучше быть ватником, чем дурачком, приветствующим собственную оккупацию. Лучше быть неосоветским поколением «большим чем Путин» (тут просто лол), чем хотеть в гетто и жить так, как им не нравится, уж поверьте.
Journal information