Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Categories:

Бесы, сериал. 2014. Хотиненко.



Вдохновленная успехом (по крайней мере, среди меня) сериала по произведениям Куприна, решила посмотреть уж до кучи и последнюю экранизацию «Бесов». Хотиненко, автор как минимум одного удачного фильма – «Зеркало для героя», уже брался за Достоевского, сняв достаточно поганенький биографический сериал о писателе с одними банальными местами вроде «петрашевцы-каторга-эпилепсия-долги-девочки» (про девочек я, кстати, серьезно – был там такой диалог). Но с «Бесами» ведь может и получится – подумала я. Черта с два – получилось как обычно. Что по настоящему понравилось и что можно похвалить, не кривя душой, так это все постеры к сериалу, музыка (вот спасибо большое, что перестали совать музыку Корнелюка в экранизации Достоевского!) и Антон Шагин в роли Петра Верховенского (он и в «Яме», кстати, Лихонина играл - небездарный актер). Дальше хуже… Понятно, что вышеупомянутая заставка с бабочками достаточно тонко иллюстрирует идеи Ставрогина, но Хотиненко продолжает развивать – Ставрогин и сам превращается в этой трактовке в энтомолога, который собирает бабочек в кадре уже буквально. Какое-то «Пишу на заборе «забор» получается, однако.

Главная проблема - где тот больной, мрачный, тесный мир Достоевского? Где те особенные интонации и герои? Это, кстати, основная проблема с его экранизациями – при перенесении на экран действо получается фарсом, а персонажи часто превращаются в пациентов дурки. Писатель Кундера, правда считал, что это Достоевский – это и так о пациентах дурки, но это его частное мнение, в любом случае нельзя так плохо играть, как это было у Хотиненко. Вот Шагин доставляет. На общем фоне не плохи Лиза или исполнитель роли Шатова, но все остальное – провинциальный театр, где кричат «Человека убили!» так громко, чтобы было слышно на галерке. Нещадно комикующие брат и сестра Лебядкины или фон Лембке – это не провинциальный театр, а просто цирк. Исполнитель роли Ставрогин правда не переигрывает, но за счет того, что не играет вообще. Вот Ставрогин плох. Как актер – у него на лице одна скука, но это не великая болезненная ставрогинская скука, это скука человека, которому бесконечно надоела и эта Лиза, и этот Верховенский с Шатовым, а охота отойти и попить пивасика за павильоном и вертись они все конен. Как можно с таким лицом и непотревоженным внутренним апаратом играть Достоевского - я ума не приложу. Как этот человек мог обаять, встревожить, заразить идеями, заворожить и перевернуть жизни целого губернского городка? Он все время говорит, что чем-то болен, но никаких признаков этого нет. К нему отчего то лезут все эти самашедшие, чего-то предлагают, а он с барской ленцой все это слушает, делает покерфейс и непонятно чего хочет вообще. Так как Хотиненко сам видимо понимает, что с таким Ставрогиным далеко не уедешь, то во всех значимых местах он применяет один и тот же прием – Ставрогин что-то говорит, все делают ошарашенные лица и играет угрожающая музыка «та-та-та-там». И так по пятнадцать раз за серию - чтобы даже последний дурак понял, что происходит что-то важное, бесовское и страшное. Заканчивается все вообще как в «Омене» - если в книге у Даши был выкидыш, то в сериале она благополучно рожает ребенка от Ставрогина и переезжает в Швейцарию, где тусуется с младшим Верховенским, что не оставляет сомнений, что они вместе еще того бесенка вырастят.

Ну, короче, ну его в качель этот сериал бы, да заинтересовало, кто и как его посмотрел. Та-та-та-там (играет страшная музыка) – мнение Быкова. Мне вообще очень доставляют его рецензии про кино, любой фильм (не важно какой, хоть бы и Аватар), Быков полагает подходящим материалом для критики власти. Доходит же до смешного, прямо как в дурном анекдоте: «О чем думаете, солдат, глядя на этот кирпич? О бабах, товарищ прапорщик – Почему??? – А я всегда о них думаю». Вот так Быков, только он о власти. С «Бесами» то понятно, что сам Бог велел, но в своих рассуждениях он неимоверно доставляет, давайте вникнем:

«Бесовщина русской власти у нас не описана никем именно потому, что люди, способные к такого рода описаниям, до власти обычно не добираются». – это чего же, он так намекает, что для того, чтобы писатель Быков начал писать хорошие книги, а не дрянь, ему надо добраться до столь занимающего его предмета? Ну так нас терзают смутные сомнения, что оно того стоит, а вообще по абзацу он выступает как капитан Очевидность, ибо сам себя никто пороть не будет, даже если бы и добрался, а чтобы художественно описывать какое-либо явление, то к нему необязательно принадлежать, более того – это существенно мешает объективности. Критикуют свои идеи и себя единицы. Так вот если читать внимательно Достоевского, то очевидно, что он вовсе не считал Российскую империю лучшим местом на земле, а современных ему власть имущих прекрасными людьми. Каждый герой в его произведениях, те, кто отвечает за революцию, и те, кто отвечает за консерватизм – это облечение в литературную плоть его собственных мыслей и идей, то есть Достоевский там одновременно являлся всеми сразу и в отличии от Быкова, мог себя пороть и посмотреть на себя со стороны.

Дальше по быковским дебрям и бредням – в сериале действительно нет щигалевшины, «Выходя из идеи безграничной свободы, я заключаю ее безграничным деспотизмом», так там мало и кириловщины. Вообще много чего не вошло, фильм дурной, я этого не отрицаю, но план «бесов» там есть – «Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать». То, какую роль выполнял губернаторский дом для организации в сериале тоже показано. И никакой замены Великого Инквизитора на Великого следователя там нет. Там есть следователь, герой Маковецкого, который и сам тяжело болен, и нечем не может помочь. Когда другой следователь говорит ему о том, что тех де нужно «только пороть и вешать», тот с большим скепсисом спрашивает – «А поможет?». И по безнадежности в голосе становится понятно, что совершенно не поможет, то есть Быков опять вкладывает в произведения мысли, которых там вообще нет.

Еще один абзац (это уже полный абзац), который меня буквально возмутил: «На фоне победившей украинской революции мы можем сколько угодно распространяться о вредоносности всяких революций — но ведь они случаются не на ровном месте; почему же мы бесконечно разоблачаем Верховенских и Ярошей, которые, конечно, стоят друг друга, — но ни слова не говорим о системе, которая как раз и востребовала Верховенского, создала для него нишу, взрастила его с истинно родительской заботой?» - вообще то говоря, Верховенского должна была взращивать не какая-то там система, а его отец - Степан Трофимович Верховенский и с истинно родительской любовью, в то время, как на деле он сплавил сына за границу, потратил его наследство и проживал на чужие деньги, рассуждая о пользе всяких революций под водочку-с и строя из себя мученика и борцуна за свободу. Дмитрий, але! Младший Верховенский и вырос то не в России, на либеральных идеях своего далекого отца. Вот и главное, чего нет в сериале, так это роли в истории Степана Трофимовича, который был не только биологическим отцом монстра Петруши (впрочем, это не факт), но главное – его идейным отцом (а это факт!). А если мне не верите, то Достоевского почитайте, где он говорит об этом своем герое так – «Наши Белинские и Грановские не поверили бы, если б им сказали, что они прямые отцы Нечаева. Вот эту родственность и преемственность мысли, развивавшейся от отцов к детям, я и хотел выразить в произведении моем». Почему же Быков не пишет о том, что старший Верховенский в романе есть прямая предтеча тех событий и такой же «бес», а в фильме просто добрый старичок? Это же серьезное упущение! И я даже знаю почему он смолчал на эту тему – это и о Быковых. Хотя и прости госпади, куда ему там до Белинского и Грановского или даже до самого Верховенского… У Верховенского хотя бы хватило сил признать собственные ошибки, а все эти господа, прославлявшие революцию на Украине и приближавшие этот день как могли, и сейчас языки себе не прикусили, когда эти «демократические силы» бомбят мирные города. «Право на бесчестье», да-с…

Резюме: сериал не хороший, а роман - великий. Многим вчитаться внимательно надо бы...
Tags: и не только, сериалы
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments