Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote,
Жить своей жизнью
beauty_spirit

Патерсон /Paterson/ 2016

Главные (и лучшие) фильмы Джармуша, как и значение поэзии в качестве голоса времени, остались где-то в ХХ веке. «Патерсон» - не столько кино, сколько ироничный каталог-опись всего оставленного в ушедшей эпохе. Попытка стихотворения в кино (как есть же стихотворения в прозе) о веке Гинзберга, Уильяма и Игги Попа, обо всех аутсайдерах по которым будут судить об американской культуре прошлого столетия. О том, что жизнь состоит из простых вещей, а поэзия растет из этого сора повседневности сама по себе. Детали, как строки, изо дня в день то не сходятся, то рифмуются неожиданно и неизвестно к чему.
Станет ли главный герой великим поэтом? Непонятно. Казалось бы, что нет, ведь он заурядный водитель автобуса. Все в одном блокноте, который видела только его девушка, а в конце блокнот съела собака. Патерсон – рядовой город, Патерсон – рядовой человек. Но Уильямс, живший в Патерсоне и посвятившим ему поэму, работал врачом-педиатром и тоже выглядел обычным человеком. Эмили Дикинсон «наполовину старая дева, наполовину любопытный тролль, а в сущности — смелый и «сосредоточенный» поэт, по сравнению с которым мужчины, поэты её времени, кажутся робкими и скучными» прославилась только посмертно. Тут должно последовать ироничное японское «Ага!», как в фильме. Но пес его знает, кто кем окажется на самом деле, кто встретится в дороге, даже чем завершиться твой сегодняшний вечер.

Нельзя даже сказать, понравился фильм о чужой культуре и на языке чужой культуры или нет – по Джармушу поэзия интернациональна (линия с японцем), но тут есть своя специфика. Поэты, пишущие на чужом языке, могут научить слушать мелодию чужого языка, уловить по крупицам в ней красоту, у которой действительно нет ни национальности, ни пола, ни родины. Но все равно впечатление будет все равно не полным без бэкграунда и знакомства с культурой в достаточном объеме (американская критика гораздо позитивней, чем наша - это предсказуемый эффект). Проще говоря – чтобы почувствовать эту среду, как свою, на этом надо вырасти. А у прожившего жизнь здесь все равно будет зазор, как есть зазор при общении Патерсона и не вполне понимающего английский японца. Остается только искать узнаваемые созвучия – черное, белое, шахматы, кофе, сигареты, постоянное настроение «между», бесконечные поездки и прогулки по кругу из ниоткуда в никуда.

Одно можно узнать из фильма Джармуша точно – дети из «Королевства полной Луны» повзрослели и стали анархистами (те, которые говорили в автобусе про Гаэтано Бреши):
Tags: Кино, США
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments